Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
В Летней школе удивительным образом сочетаются «учебная» (лекции, доклады, обсуждения) и «личная» (приватные разговоры с преподавателями, совместные игры, посиделки у костра и т.д.) составляющие. Именно симбиоз «филологического просвещения» с живейшим взаимодействием всех участников, пожалуй, и определяет своеобразие этой научной конференции.
Такой амбивалетный (хотя, конечно же, глубоко ошибочно представлять науку как нечто «мёртвое» и противопоставленное живому общению) характер школы во многом обусловлен и её локацией – в течение недели «школьники» живут под Питером практически в лесу рядом с великолепным в "белые" ночи Нахимовским озером. При этом лекции и доклады устраиваются не во внушительных и строго-импозантных конференц-залах с колоннами, а либо на свежем воздухе, либо в небольшой деревянной круглой постройке с характерным названием, мало настраивающим на строгую научную сессию, – «Шайба». Насколько это мешает сугубо научной атмосфере, которая по естественным причинам в таких условиях не всегда сохраняется, – вопрос отдельный и, как мне кажется, однозначно вряд ли решаемый.
Список лекторов Летней школы говорит сам за себя – здесь и радующие вышкинский слух имена О.А. Лекманова, Е.Э. Ляминой, А.С. Бодровой, и учёные с мировой известностью (чьё присутствие уже оправдывает статус школы как «международной») – А.К. Жолковский, М.Б. Мейлах. При этом тематический диапазон лекций, как и докладов более молодых участников, необычайно широк: от загадок древней Месопотамии до техники анализа рок-песен (на примере БГ). С одной стороны, это замечательно иллюстрирует универсальность филологического метода и позволяет школе объединить самых разных специалистов, с другой – слишком уж разобщает лекции и доклады, деконцентрируя внимание слушателей и мало способствуя обмену исследовательским опытом. Но это уже дело научного вкуса.
«Вненаучная» жизнь Летней школы вряд ли кого-то оставила равнодушным: «школьников», помимо обильного трёхразового питания, приятно порадовали спортивные игры (футбол, воллейбол, настольный теннис), природное очарование базы «Нахимовская» (некоторые смельчаки смогли даже поплавать в озере), регулярные вечерне-ночные посиделки у костра, где после «филологического» наступала возможность «просвещения» «житейского» (так, бессменный глава школы – А.А. Кобринский – оказался прекрасным знатоком не только Хармса и российской политики, но и замечательного крымского вина «Массандра»). Даже естественные для «лесных» условий бытовые проблемы – огромное количество комаров, холодные домики и прочий набор стандарных жалоб – способствовали романтической «лагерной» (конечно же, я имею в виду детские лагеря – без всех печальных коннотаций XX века) атмосфере. Для тех же, кого всё перечисленное не впечатлило, на базе «Нахимовская» проживает прекрасный чёрно-белый кот, гордо встречающий очередную научную делегацию.
Вышкинцам (а в этот раз наша «диаспора» была наибольшей среди докладчиков – аж шесть человек) приятно будет не только услышать «родное» слово «школа» в названии конференции, но и увидеть старые записи с её первых сборов, где знакомые нам маститые преподаватели внезапно предстают молодыми студентами и аспирантами. Вот тут-то, наверное, и чувствуешь наиболее остро пресловутую «преемственность поколений» и ту самую тесную взаимосвязь «научного» и «личного» – и главную заслугу Летней школы я вижу как раз в этом «двойном открытии»: преподавателей ты открываешь как замечательных людей, а себя – как (ещё не такого замечательного) «учёного».