• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Последний интеллектуал Серебряного века»: статья Светланы Климовой о Бахтине

В «Вестнике РАН» опубликована статья профессора школы философии С.М.Климовой, посвященная 120-летию со дня рождения Михаила Бахтина. Его выдающиеся труды и идеи продолжают свое существование не только в гуманитарном пространстве мысли, но и в диалогическом пространстве развития культур.

«Последний интеллектуал Серебряного века»: статья Светланы Климовой о Бахтине

Светлана Климова: «В 2015 году, объявленном в России Годом литературы, отмечается 120-летие со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина (4(17) ноября 1895, Орёл – 7 марта 1975 г., Москва) – выдающегося литературоведа, философа, лингвиста, эстетика и культуролога, имя которого известно практически любому образованному человеку. Труды мыслителя переведены на все основные языки мира. Центры изучения его наследия функционируют в США, Англии, Франции и Японии. Высок интерес к творчеству Бахтина в Италии, Испании, Израиле, Польше, Германии. Гуманитарные науки по обе стороны океана не так часто имеют дело с мыслителем-методологом такого масштаба, чьи давно уже ставшие классическими труды («Проблемы поэтики Достоевского», «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», «К философии поступка» и др.) не только продолжают свою интеллектуальную жизнь в науке, но и выступают важнейшими мировоззренческими ориентирами в нравственном бытии как отдельных людей, так и целых народов. Бахтинская философия поступка, утверждая необходимость соединения теории и этики, глубоко гуманистична. По-прежнему актуальны его слова: «Теоретический мир, созданный в принципиальном отвлечении от факта моего единственного бытия и нравственного смысла этого факта… не может определить мою жизнь как ответственное поступление, не может дать никаких критериев для жизни практики, жизни поступка, не в нём я живу, если бы оно было единственным, меня бы не было». При этом он не был ни оппозиционером, ни «шумным» протестным интеллектуалом, для которого внешнее самовыражение – основное свидетельство поступка и свободы творческой мысли».

Полный текст статьи доступен в базе публикций НИУ ВШЭ.