Философия — школа свободы
В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.
Елена Драгалина-Черная
О математике и гуманитариях
С юности мне хотелось заниматься одновременно литературой и математикой. Идеальным местом встречи этих, казалось бы, расходящихся профессиональных траекторий оказалась философия. Ведь именно философия ставит значимые для литературы экзистенциальные проблемы, стремясь вместе с тем приблизиться к математическим стандартам доказательности.
Я уверена, что если студенты-гуманитарии не будут ограничивать себя искусственными рамками («я гуманитарий, математика не для меня»), то они легко преодолеют сложности в изучении не только математики, но и новейшей цифровой гуманитаристики (Digital Humanities). Впрочем, по замечанию знаменитого русского математика Андрея Андреевича Маркова, сама математика, в сущности, наука гуманитарная, ведь она изучает то, что «напридумывал» человек.
О логике, философии и коварном гуру
В Вышку я пришла десять лет назад, когда создавался философский факультет (сейчас Школа философии). Я преподавала логику на разных программах, но больше всего люблю работать с философами, поскольку считаю логику царским путем рационального философствования.
Безусловно, логический подход к философским проблемам может вызвать у студентов недоумение: «Зачем мне все эти “технические” сложности?». Мне нравится популярная в современной аналитической философии псевдоиндийская притча о юноше, отправившемся в горы Тибета к некоему всезнающему гуру в поисках ответа на вопрос о смысле жизни. Пройдя множество испытаний, он добрался до старца, который сказал ему следующее: «Я поведаю тебе о смысле жизни, но сначала тебе нужно разобраться в определении истины по Тарскому, теореме Геделя о неполноте и скептическом аргументе Крипке». «Тогда, пожалуй, не надо», — произнес юноша, разочарованно покидая гуру.
В своих рассуждениях обычные люди (и студенты не являются здесь исключением) систематически нарушают все мыслимые логические нормы
И дело, конечно, не только и не столько в тернистости предложенного пути. Пробираться к решению философской проблемы через математические дебри современной логики не только сложно, но и опасно. Следуя таким кружным путем, можно оказаться не там, где планировал, получив в качестве результата скорее всего не ответ на поставленный вопрос, а объяснение, почему вопрос был поставлен неправильно. Что, впрочем, тоже немало, ведь со времен Сократа прогресс в философии измеряется качеством вопроса.
Можно ли научить доказательному рассуждению?
Логика традиционно считается нормативной теорией доказательных рассуждений. Современная логика весьма либеральна, она признает многообразие собственных норм. И все же реальные люди — это не идеальные познающие субъекты, о которых всегда грезили философы. В своих рассуждениях обычные люди (и студенты не являются здесь исключением) систематически нарушают все мыслимые логические нормы. Подобно поведенческой экономике, повернувшейся к «нерациональным» экономическим агентам, логика столкнулась с задачей пересмотра представлений о соотношении рационального и нерационального в рассуждениях агентов с ограниченными ресурсами, каковыми мы все с вами и являемся. В своей последней книге «Неформальные заметки о логической форме» я пытаюсь подойти к вопросу о нормативности логики исторически, через эволюцию представлений о формальности доказательного рассуждения от Аристотеля до наших дней.
Философский характер имеют актуальные проблемы искусственного интеллекта, виртуалистики, нейронауки, медиа, межконфессиональной и межкультурной коммуникации, биоэтики
Интригующей научной и педагогической задачей мне кажется анализ приемов рассуждения и аргументации в философском дискурсе. В учебном курсе логики, который мы ведем совместно с моим бывшим аспирантом Виталием Долгоруковым, также ставшим в этом году лучшим преподавателем, студенты не только решают логические задачи и изучают свойства логических систем, но и читают репрезентативные философские тексты. В круг их чтения входят как вполне ожидаемые Куайн, Тьюринг, Витгенштейн и Крипке, так и, скажем, древнекитайский философ Гунсунь Лун. Его парадокс «белой лошади» («Белая лошадь не лошадь, ведь белая лошадь не то же, что рыжая, а рыжая лошадь — лошадь»), производящий на первый взгляд впечатление тривиального софизма, требует от студентов нетривиального анализа преимуществ и издержек онтологических доктрин реализма и номинализма.
Уверена, что в философском образовании монологическая процедура классической лекции должна быть дополнена интерактивными формами, среди которых наряду с живым диалогом ключевую роль играет общение с классическим текстом.
Об преподавательском успехе и ценности философии
Безусловно, решающий вклад в успех преподавателя вносит его научная компетентность и увлеченность предметом. Преподаватель должен, однако, признавать суверенное право студента иметь собственные интеллектуальные пристрастия. К счастью, подобное признание составляет часть профессиональной компетенции преподавателя философии, воспринимающей мир как универсум равноправных мыслящих людей.
«Философия — школа свободы», — говорится в Парижской декларации ЮНЕСКО. Обучая свободному, рефлексивному мышлению, философия противостоит пропагандистским манипуляциям, фанатизму и нетерпимости. Она не только выполняет негативную, критическую функцию по отношению к идеологическим фантомам, но и позитивным образом расширяет наше знание о границах возможного. Но именно такое знание наиболее ценно в динамическом мире. Философский характер имеют актуальные проблемы искусственного интеллекта, виртуалистики, нейронауки, медиа, межконфессиональной и межкультурной коммуникации, биоэтики. Неудивительно, что философские факультеты существуют во всех крупных университетах мира.
Пожелание будущим студентам
Как академический руководитель бакалаврской образовательной программы «Философия» я хочу пожелать всем тем, кто поступит к нам на первый курс, любить истину и поиск истины. Это не парадные слова. Скорее практический совет. Как признавался Эйнштейн, объективность научного знания спасала его от субъективности и разочаровывающих случайностей обыденной жизни. В учебе неизбежны творческие неудачи, несчастливые билеты и строгие оценки на экзаменах, ошибки, как ваши, так и ваших преподавателей. И только неутилитарная устремленность к объективности, неутомимость в поиске истины, позволяет нам сохранять оптимизм и получать вполне утилитарные результаты.
Драгалина-Черная Елена Григорьевна
Профессор Школы философии