• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

 

Елена Драгалина-Черная

О математике и гуманитариях

С юности мне хотелось заниматься одновременно литературой и математикой. Идеальным местом встречи этих, казалось бы, расходящихся профессиональных траекторий оказалась философия. Ведь именно философия ставит значимые для литературы экзистенциальные проблемы, стремясь вместе с тем приблизиться к математическим стандартам доказательности.

Я уверена, что если студенты-гуманитарии не будут ограничивать себя искусственными рамками («я гуманитарий, математика не для меня»), то они легко преодолеют сложности в изучении не только математики, но и новейшей цифровой гуманитаристики (Digital Humanities). Впрочем, по замечанию знаменитого русского математика Андрея Андреевича Маркова, сама математика, в сущности, наука гуманитарная, ведь она изучает то, что «напридумывал» человек.

О логике, философии и коварном гуру

В Вышку я пришла десять лет назад, когда создавался философский факультет (сейчас Школа философии). Я преподавала логику на разных программах, но больше всего люблю работать с философами, поскольку считаю логику царским путем рационального философствования.

Безусловно, логический подход к философским проблемам может вызвать у студентов недоумение: «Зачем мне все эти “технические” сложности?». Мне нравится популярная в современной аналитической философии псевдоиндийская притча о юноше, отправившемся в горы Тибета к некоему всезнающему гуру в поисках ответа на вопрос о смысле жизни. Пройдя множество испытаний, он добрался до старца, который сказал ему следующее: «Я поведаю тебе о смысле жизни, но сначала тебе нужно разобраться в определении истины по Тарскому, теореме Геделя о неполноте и скептическом аргументе Крипке». «Тогда, пожалуй, не надо», — произнес юноша, разочарованно покидая гуру.

В своих рассуждениях обычные люди (и студенты не являются здесь исключением) систематически нарушают все мыслимые логические нормы

И дело, конечно, не только и не столько в тернистости предложенного пути. Пробираться к решению философской проблемы через математические дебри современной логики не только сложно, но и опасно. Следуя таким кружным путем, можно оказаться не там, где планировал, получив в качестве результата скорее всего не ответ на поставленный вопрос, а объяснение, почему вопрос был поставлен неправильно. Что, впрочем, тоже немало, ведь со времен Сократа прогресс в философии измеряется качеством вопроса.

Можно ли научить доказательному рассуждению?

Логика традиционно считается нормативной теорией доказательных рассуждений. Современная логика весьма либеральна, она признает многообразие собственных норм. И все же реальные люди — это не идеальные познающие субъекты, о которых всегда грезили философы. В своих рассуждениях обычные люди (и студенты не являются здесь исключением) систематически нарушают все мыслимые логические нормы. Подобно поведенческой экономике, повернувшейся к «нерациональным» экономическим агентам, логика столкнулась с задачей пересмотра представлений о соотношении рационального и нерационального в рассуждениях агентов с ограниченными ресурсами, каковыми мы все с вами и являемся. В своей последней книге «Неформальные заметки о логической форме» я пытаюсь подойти к вопросу о нормативности логики исторически, через эволюцию представлений о формальности доказательного рассуждения от Аристотеля до наших дней.

Философский характер имеют актуальные проблемы искусственного интеллекта, виртуалистики, нейронауки, медиа, межконфессиональной и межкультурной коммуникации, биоэтики

Интригующей научной и педагогической задачей мне кажется анализ приемов рассуждения и аргументации в философском дискурсе. В учебном курсе логики, который мы ведем совместно с моим бывшим аспирантом Виталием Долгоруковым, также ставшим в этом году лучшим преподавателем, студенты не только решают логические задачи и изучают свойства логических систем, но и читают репрезентативные философские тексты. В круг их чтения входят как вполне ожидаемые Куайн, Тьюринг, Витгенштейн и Крипке, так и, скажем, древнекитайский философ Гунсунь Лун. Его парадокс «белой лошади» («Белая лошадь не лошадь, ведь белая лошадь не то же, что рыжая, а рыжая лошадь — лошадь»), производящий на первый взгляд впечатление тривиального софизма, требует от студентов нетривиального анализа преимуществ и издержек онтологических доктрин реализма и номинализма.

Уверена, что в философском образовании монологическая процедура классической лекции должна быть дополнена интерактивными формами, среди которых наряду с живым диалогом ключевую роль играет общение с классическим текстом.

Об преподавательском успехе и ценности философии

Безусловно, решающий вклад в успех преподавателя вносит его научная компетентность и увлеченность предметом. Преподаватель должен, однако, признавать суверенное право студента иметь собственные интеллектуальные пристрастия. К счастью, подобное признание составляет часть профессиональной компетенции преподавателя философии, воспринимающей мир как универсум равноправных мыслящих людей.

«Философия — школа свободы», — говорится в Парижской декларации ЮНЕСКО. Обучая свободному, рефлексивному мышлению, философия противостоит пропагандистским манипуляциям, фанатизму и нетерпимости. Она не только выполняет негативную, критическую функцию по отношению к идеологическим фантомам, но и позитивным образом расширяет наше знание о границах возможного. Но именно такое знание наиболее ценно в динамическом мире. Философский характер имеют актуальные проблемы искусственного интеллекта, виртуалистики, нейронауки, медиа, межконфессиональной и межкультурной коммуникации, биоэтики. Неудивительно, что философские факультеты существуют во всех крупных университетах мира.

Пожелание будущим студентам

Как академический руководитель бакалаврской образовательной программы «Философия» я хочу пожелать всем тем, кто поступит к нам на первый курс, любить истину и поиск истины. Это не парадные слова. Скорее практический совет. Как признавался Эйнштейн, объективность научного знания спасала его от субъективности и разочаровывающих случайностей обыденной жизни. В учебе неизбежны творческие неудачи, несчастливые билеты и строгие оценки на экзаменах, ошибки, как ваши, так и ваших преподавателей. И только неутилитарная устремленность к объективности, неутомимость в поиске истины, позволяет нам сохранять оптимизм и получать вполне утилитарные результаты.