• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое «научная революция»? Дарья Дроздова на портале ПостНаука

Преподаватель и заместитель руководителя школы философии рассказала о том, как менялось представление о радикальных переворотах в науке от Канта до современных учебников.

«Ньютон». Уильям Блейк, 1795. Тейт Британия

«Ньютон». Уильям Блейк, 1795. Тейт Британия

Понятие научной революции получило особую популярность после выхода в 1962 году знаменитой книги Томаса Куна «Структура научных революций», поэтому понятие научной революции часто связывают с его именем, однако сам термин существовал задолго до него. Подробная история развития представлений о научных революциях описана у И. Бернарда Коэна в книге «Революция в науке» (1985). Важно, однако, что чуть раньше Куна получило распространение представление о «Научной революции», с большой буквы, как об историческом процессе, в ходе которого в Европе XVII века появилась классическая физика, физика Галилея и Ньютона.

«Научной революцией» этот исторический период называют потому, что в ходе осуществившейся тогда трансформации знания не только возник новый тип естествознания, но изменилось само представление человека о мире. Мир перестали понимать как космос Аристотеля и Птолемея, замкнутый и сферический. На смену этому представлению пришла идея бесконечного космоса, в котором существует множество звезд и других миров, который не ограничен в пространстве и устроен совершенно по другим принципам, нежели космос Аристотеля. То есть мир стал представляться не как упорядоченное единство физических и духовных субстанций, а как система механически взаимодействующих частей, связанных при помощи различных механических сил.


Распространение такого образа научной революции связывают с именем Александра Койре (1892–1964), который написал серию работ, посвященных становлению классического естествознания, и широко использовал при этом термин «Научная революция» для описания событий, происходивших в период от Коперника до Ньютона. В частности, одна из статей Койре так и называлась — «Галилей и научная революция XVII века». Одновременно этот термин был подхвачен и популяризирован английским историком науки Гербертом Баттерфильдом. Баттерфильд читал радиолекции в конце 40-х годов, в которых он указывал, что «Научная революция» XVII века стала тем процессом, в ходе которого перевернулось представление человека о мире. И важность этой трансформации намного превосходит значимость Возрождения или Реформации.

Таким образом, уже до Томаса Куна возникло представление о существовании вполне определенной «Научной революции», которая в дальнейшем стала рассматриваться как образец и модель для интерпретации всех остальных. Естественно, возникает вопрос, который, в частности, интересовал Койре: было ли событие в Европе XVII века особым и уникальным или же существовали и другие моменты, достойные имени «Научная революция», когда вместе с изменением научной теории радикально менялись наши представления о мире и самой науке (какие цели она ставит, чего хочет достичь, какими идеалами вдохновляется, что является признаком хорошего научного исследования и так далее)?

Полный текст на портале ПостНаука