«Там сильная рука победила зло»: влияние Тридцатилетней войны на немецкую национальную идею
Своё выступление Арина Владимировна Лазарева начала с общих рассуждений об образовании наций в контексте часто поднимаемого в историографии вопроса о том, действительно ли «немцы поздно обрели свою нацию». В этой связи, докладчик предлагает обратить внимание на эпоху Тридцатилетней войны, когда, кажется, немецкое национальное сознание значительно выросло и окрепло.
В подтверждение подобной точки зрения докладчик в начале обрисовывает общую картину феномена «кризиса XVII века»: в обществе пошатнулись локальные связи, из-за похолодания климата участились миграции, начали возникать идеи о трансформации Священной Римской империи. Одновременно с этим, в германских землях появляются т.н. «будители нации» — интеллектуалы и литераторы, которых отличало прекрасное университетское образование и широкий кругозор из-за частых путешествий заграницу. Среди них можно выделить такие фигуры как М. Опиц, И. Клай, Г.Я.К. Гриммельсгаузен. В их среде рождается идея о создании Немецкой Академии – языкового общества, которое бы занималось созданием норм немецкого языка. Одно из таких языковых обществ, Плодоносное общество, объединило в себе 879 человек. А.В. Лазарева специально подчеркнула, что это было объединение немцев в не зависимости от их конфессионального и социального статуса.
Начавшаяся Тридцатилетняя война (Немецкая война/Тридцатилетняя война немцев) стала настоящим потрясением для всего германского народа. В этой связи литераторы и патриоты языка ставят своей целью объединить всех немцев перед общей бедой. Стоит отметить, что под «немцами» понимались все немецкоговорящие, в не зависимости от их вероисповедования и земельного происхождения.
Прежде всего, создаётся образ врага — иностранцев, «наводнивших» немецкие княжества с началом войны; рождается идея о том, что «весь мир настроен против немцев». А.В. Лазарева подкрепляет эти суждения демонстрацией художественных плакатов, распространявшихся в германских землях языковыми обществами. На этих изображениях явно подчёркивается «бестиализация» (представление врага в виде животных) и «брутализация» (искажение человеческих черт) иностранцев. Так, например, испанский генерал Спинола изображён в виде огромного паука, французы – в виде «гордых» индюков, шотландцы – «кровожадных» собак.
А.В. Лазарева особо подчеркнула, что в публицистике не существовало представлений о «враге» - немце, под врагами представлялись только иностранцы. Тем не менее, литераторами особо критиковались «внутренние враги», т.н. «модники» — немцы, любившие носить иностранную одежду, что означало для них «отказ от своей самобытности и ценностей».
В ходе работы над образом немецкой нации, литераторы, по мнению докладчика, пришли к выводу о превосходстве немцев над другими народами, в связи с чем, именно Тридцатилетняя война даёт ход рождению «национальных мифов». А.В. Лазарева выделяет три таких «мифа».
Первый миф является отсылкой к «Германии» Тацита и выделяет «древность происхождения и достоинств немцев». Второй миф – о «немецком герое», идеале защитника, к которому нужно стремиться. Докладчик отметила, что этот «герой» постоянно менялся в немецкой среде, от Фридриха Барбароссы до Карла V, однако, «любимым героем» всегда оставался Арминий — вождь германцев, разбивший римлян в Тевтобургском лесу. Третий же миф отсылал к библейской истории о четырёх царствах, сменяющих друг друга. В представлении литераторов последним царством являлась Священная Римская империя – именно на немцах должна была закончиться земная история.
Позже к этим мифам добавилось представление о божественном происхождении немцев (от Deus к Deutsch ), появились символические фигуры Девы Германии и Немецкого Михеля (от архангела Михаила – покровителя Империи).
На основании всех этих факторов, А.В. Лазарева сделала вывод о том, что именно Тридцатилетняя война стала катализатором для выработки немецкого самосознания и национализма.
Увлекательное и насыщенное выступление докладчика вызвало множество вопросов и уточнений у слушателей. Присутствующих интересовало на кого были рассчитаны листовки с карикатурами, считались ли немцами жители Прибалтики и Швейцарии, почему врагами не показаны славяне и т.п. Особенно продолжительной стала дискуссия между М.В. Дмитриевым, М.А. Юсимом и К.Ю. Ерусалимским о возможности оперировать современными терминами для обозначения «протонационализма» XVII века и об образах «Другого» в европейских источниках того времени. Участники договорились продолжить дискуссию в рамках следующих семинаров Лаборатории.
Косоуров Дмитрий