• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
17 октября, 10:00
Прием заявок до 15 сентября 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13
13 бюджетных мест
13 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/180/30
30 бюджетных мест
180 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/60/3
50 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/15/3
45 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
16/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Интервью В.К. Кантора сайту образовательной программы "Философия"

Интервью с доктором философских наук, ординарным профессором НИУ ВШЭ, преподавателем образовательной программы «Философия», заведующим Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Владимиром Карловичем Кантором

- Создание международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога стало одним из самых громких и обсуждаемых событий 2017 года в философском сообществе. Безусловно, значимость и масштабность нового научного подразделения ВШЭ не оспаривается, но возникает ряд закономерных вопросов: как зрело это решение, что стало толчком к созданию лаборатории? Почему лаборатория была создана именно сейчас?

Вы знаете, это только в кино или плохом детективе следователь может спросить у подозреваемого, как долго зрело у него это решение, прежде чем он нанес смертельный удар.  Решение не зрело, мы в этой проблеме жили.  Если позволительно говорить о себе, то русской культурой и русской философией я занимаюсь лет с тридцати. А Россия всегда чувствовала себя – в притяжении и отталкивании – тесно связанной с Европой. В какие-то моменты именно русские европейцы (в эпоху нацизма, скажем) боролись за базовые европейские ценности. В движении Сопротивления было около семидесяти процентов – нет, не французов, - а русских эмигрантов. Так что для меня и моих коллег по лаборатории это не просто наука, не просто научная проблема, это жизнь, решение вполне экзистенциальных вопросов.  Кто-то пришел к такой жизни раньше, кто-то позже, но нам всем понятно, что, не решив проблемы собственного культурного бытия, говоря словами Чаадаева, места России в мире, трудно понимать этот мир. Ибо человек познает истину через самого себя. А за нашей спиной, по меньшей мере, два с половиной столетия великой русской литературы, русской философии, русской музыки, русской великой живописи, русского театра, русского балета. Все это богатство необходимо освоить, чтобы жить на уровне мирового развития, на уровне европейской культуры, которая в отличие от нас, знает нашу мысль лучше, чем мы.

Когда мы начали издавать серию «Из истории отечественной философской мысли» (вышло сорок томов, я был одним из инициаторов и издателей ее), то наши почвенники радостно кричали, что теперь Запад узнает, какие мы великие. Но Запад-то знал, мы не знали. Именно Запад хранил и издавал тексты русских мыслителей и писателей, слушал музыку Стравинского и Рахманинова, зачитывался Буниным (давая ему Нобелевскую премию). А мы, перепечатывая с западных изданий наших великих, впервые вводили их в национальный культурный оборот.  Как говорил Пушкин, «мы гибнем от неуважения себя».  И так остается поныне. Наши мыслители, изгнанные на Запад, отнюдь не были раболепными подражателями европейских мыслителей. Семен Франк позволял себе спорить на равных с Хайдеггером, а кто из наших нынешних на это осмелится! И это Европа ценит! Недаром именно немцы издали в Германии восьмитомник Семена Франка на немецком языке. У нас до сих пор ни одного собрания великого отечественного мыслителя нет. Чтобы быть вровень, на уровне Запада, мы должны знать самих себя.  Повторять зады западной мысли – хорошая школа. Но ведь надо и свой ум искать, выходить из состояния несовершеннолетия, говоря словами Канта. А почему именно сейчас создана лаборатория? Потому что был конкурс проектов, потому что наш проект победил. Это вполне ситуативно. Не ситуативно то, что была осознана необходимость в таком проекте.

 - Лаборатория является международной, исследует российскую культуру и европейские интеллектуальные традиции. В связи с этим важно учитывать специфику отношений между Россией и странами Европы – только-только начинается поворот в сторону улучшения. Ощущалась ли некая натянутость и, возможно, недоверие европейцев к нам (и, наоборот) на этапе создания лаборатории, или ученые вне политики? Влияет ли политическая обстановка на работу лаборатории в настоящий момент?

 Я уже говорил, что наша работа не ориентируется на геополитические страсти и страхи. Это не дело ученого. Это страх тоталитарного мышления. Пора бы учиться думать свободно, независимо от конъюнктуры.  И подлаживаться под политические интриги европейцев столь же постыдно, как было, скажем, постыдно подлаживаться под постановления Советской власти. Есть Европа и Россия – два мощных христианских образования. Это факт, его и нужно осмыслять. А бояться кривых взглядов? Пусть это останется на уровне коммуналок.

 - Основной вопрос, на который отвечает исследовательская деятельность лаборатории: «Какие идеи, выросшие на европейской интеллектуальной и духовной почве, могли привлечь человека русской культуры, и наоборот?». И если влияние Европы на формирование русской философии не оспаривается, то насчет обратного процесса до сих пор нет единой точки зрения. Может ли быть, что в России по существу всё же крайне мало «своего» (по сравнению с наследием Запада)?  

 Мне не раз приходилось участвовать в западных конференциях, посвященных русским гениям. Человек русской культуры вырастал на почве греко-римской и христианской мысли. Платон, Аристотель, Августин также близки русскому уму, как и западному.  На фразу, что в России мало своего, как-то и отвечать неудобно. Запад имел тех же учителей, что и Россия, и по мере сил трактовал их.  Просто Россия вышла к свободному учению много позже. Историю надо знать. Знать, когда крестился Запад, когда Русь. Руси еще не было и в помине, а Запад уже пошел Античность, средневековую теологию и т.д. А потом более трехсот лет монгольского ига. Удивительно, что русская мысль уцелела, и, получив свободу и возможность, рванула вперед. Я не хочу сказать, что Россия обогнала Запад, отнюдь. Россия у Запада училась, и училась хорошо. Ученье это бросать нельзя, но усваивать его следует не по-школьному, а учиться пользоваться собственным умом. Тогда вы и западную мысль усвоите как свободные и взрослые люди. Но в мире духа свое место она, несомненно, заняла.  Если говорить о нашем влиянии на Запад, то напомню, что, скажем, Ницше и Камю с очевидностью пережили влияние Достоевского. Не говорю уж о европейской художественной литературе, лучшие писатели которой признавались, что Толстой и Достоевский их учителя. А в творчестве Ионеско очевидно воздействие Чехова, как и вообще в театре абсурда. Западный постструктурализм вырос из русского формализма. Это известно всем, кто уже вошел в науку.

Приведу замечательные строчки Пушкина, которые хорошо бы всегда помнить тем, кто пытается заниматься проблемами духа:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.)

 Великое слово – самостоянье. Это то, что всегда делало человека человеком. Кстати, очень европейское чувство. Нам интересен лишь тот, в ком мы видим самостоянье.

- Заключительный вопрос хочется посвятить планам лаборатории. Сейчас у Вас 9 сотрудников, среди которых два заместителя заведующего – к.ф.н. Е.В.  Бессчетнова, д.ф.н.  О.А. Жукова, два главных научных сотрудника – доктора наук А.А. Кара-Мурза и М.С. Киселева), и три стажера-исследователя (аспиранты и магистранты). Будет ли расширяться лаборатория за счет приглашения подающих надежды студентов или именитых специалистов? Или нынешний состав является финальным и максимально охватывает всё проблемное поле исследований лаборатории?

 Это самый простой вопрос. Разумеется, работа лаборатории в самом начале, но к нам уже приезжали весьма крупные западные ученые с докладами (из США и Германии), у нас намечена на 27-28 апреля большая конференция «Россия, сто лет после Революции 1917 года: причина и последствия», в которой принимают участие не только крупные отечественные и западные ученые, но и наши стажеры (https://reid.hse.ru/conf).

Мы бы хотели расширяться, прежде всего, за счет молодых. По условиям нашего гранта стажерами могут быть только магистранты и аспиранты. Но, конечно же, при условии их бесспорного интереса к отечественной философии в ее диалоге с европейской мыслью, который они покажут в своих студенческих работах.  Так что все зависит от энергии молодых исследователей. Что касается именитых специалистов, пока трудно сказать. Научным руководителем лаборатории является германский ученый Леонид Люкс. Пока наш коллектив работает, увеличивать его за счет именитых не вижу смысла. Пусть молодые становятся именитыми.

 Интервью подготовила студентка третьего курса образовательной программы «Философия» Ксения Жеребцова