«Везалий и возрождение анатомии»: доклад Вивиана Наттона в семинаре «Символическое Средневековье»
Предметом для обсуждения стали сочинения основоположника научной анатомии Андреаса Везалия (1514–1564). Кратко рассказав о его обучении в Левене, Париже и Падуе, о службе при дворе Карла V и Филиппа II, а также о наиболее известных медицинских практиках, В. Наттон предложил взглянуть на Везалия как на ученого, совершившего революцию в трех направлениях: медицинском мастерстве (проведение вскрытий), медицинской теории (тщательный пересмотр Галена) и, как ни странно, в книжной иллюстрации. Между тем, оставив уже наскучившие темы за рамками своего выступления, историк сфокусировался только на последнем сюжете – отображении мышления Везалия в печатных изданиях его сочинений.
Взяв за основу издания «Анатомических таблиц» (Institutiones anatomicae, 1538 г.) и «О строении человеческого тела» (De corpore humani fabrica, 1543 и 1555 гг.), В. Наттон проанализировал несколько наиболее ярких примеров, сопоставляя текст с сопровождающими его иллюстрациями.
Прежде чем обозначить, в чем именно выразилось исключительное новаторство Везалия, докладчик показал другие книги по анатомии с изображениями человеческого тела, и мы отметили, что, во-первых, визуальная анатомия во второй половине XV–XVI вв. была схематичной и упрощенной, во-вторых, большинство изображений в таких изданиях помещалось в конце, отдельно от текста; многие из них обслуживали сторонние сюжеты, а органы изображались слишком мелко, чтобы можно было разглядеть их в деталях. Изображения, создававшиеся для учебных пособий Везалия, напротив, довольно точны, лишены посторонних деталей и последовательно размещены внутри текста. Иногда иллюстратор изображает внутренние органы, помещая их в довольно условную по форме классическую скульптуру, а если это необходимо, вовсе рисует их отдельно от тела, разбирая по частям и представляя с разных ракурсов.
Особенно ценным источником в изучении влияния Везалия на иллюстраторов и издателей его сочинений, как показал докладчик, является Fabrica 1555 г. с заметками Везалия на полях. Расшифровывая заметки ученого, важно, однако, не упустить деталей. Так, В. Наттон обратил внимание слушателей на небольшой фрагмент с изображением сухожилия на стопе, которое Везалий перерисовывает за гравера.
Многочисленные комментарии к тексту, по словам докладчика, указывают на то, что развитие критического подхода в физиологических исследованиях для Везалия было не просто одним из практических методов, но внутренним императивом, заставляющим возвращаться к уже написанному, чтобы двигаться вперед; преподавать анатомию студентам и не бояться собственных ошибок. Осознав значимость введения визуальной анатомии в медицину, Везалию удалось преодолеть барьер между теоретическим и практическим медицинским знанием, оказав влияние на преподавание медицины в университете.
Наталья Тарасова