«Нематерик» Софьи Гавриловой в Московском музее современного искусства
Наиболее глубокое погружение обеспечивает зал с видео. Современная чукотская жизнь проецируется сразу на три стены, предоставляя посетителю выставки стереоскопический панорамный обзор.
Статичность пейзажной видеосъемки создает эффект «взгляда в окно» — настолько реалистичный, что колышущаяся в тундре трава вызывает тактильные ощущения ветра, а разделанное сырое мясо начинает издавать запах.
В соседнем зале представлены карты заброшенных чукотских поселков, спроецированные на гипсовые рельефы местности. При этом из динамиков звучат выдержки из чукотских газет 1950-х с оптимистичными репортажами о новых зверофермах и успешном «щенении самок песца».
Есть на выставке и традиционная экспозиция фотографий. Снимки, как и видеоинстралляция, создают ощущение «нездешности», инопланетности пейзажей, подчеркивая географический и цивилизационный разрыв между Чукоткой и другими частями страны.
Этот разрыв — доминантная тема выставки, отражённая в названии «Нематерик». Перелет Москва — Анадырь — самый долгий в мире рейс в пределах одного государства, и жители Чукотки называют центральную Россию «материком», хотя и находятся на том же континенте.