• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вороново прошла Вторая Осенняя школа философии для старшеклассников

С 23 по 29 октября в учебном центре «Вороново» прошла философская школа философии для учащихся 9-11 классов, организованная студентами и преподавателями НИУ ВШЭ.

В Вороново прошла Вторая Осенняя школа философии для старшеклассников

На школу приехали ребята из разных городов: Санкт-Петербурга, Липецка, Ижевска, Казани, Иркутска, Омска и других, также присутствовали слушатели из московских школ и Лицея НИУ ВШЭ. Отбор участников предполагал написание эссе на одну из предложенных философских тем.

В ходе работы школы состоялось 20 интерактивных лекций. Стартовала Осенняя школа с лекции Кирилла Мартынова, посвященная проблеме гендера в современной политической философии.  Дискуссия о политическом в первый день Осенней школы чередовались с лекциями об этике, о которой рассказывали Софья Данько и Анна Винкельман. Заключительной частью первого учебного дня стал риддинг-семинар, организованный студенткой 3 курса Людмилой Аракелян.

Слушатели Осенней школы философии

Второй день Осенней школы во многом был ориентирован на историю философии: с лекцией о том, как можно читать диалоги Платона выступила Ольга Алиева. О положении магии в раннем Новом времени рассказала студентка 3 курса Софья Порфирьева, а о политической философии этого периода рассказала Елизавета Захарова. Дарья Дроздова завершила историко-философский экскурс современными мысленными экспериментами в науке и философии. После ужина желающие могли присоединиться к просмотру фильма «Немыслимое» (2010) и последующему обсуждению на рефлексии, которая проводилась каждый вечер

Арсений Куманьков выступил с темой, посвященной философии войны, и тем самым открыл третий день школы философии. На следующей паре школьники вместе с Тарасом Пащенко – директором Осенней школы философии –  учились решать олимпиадные задачи по обществознанию и логике. Анастасия Васильева, студентка 3 курса, рассказала о том, как можно говорить об исторических событиях, синтезируя философию языка и историю. Ее коллега, Артем Колганов, в свою очередь, рассказал о культурной логике позднего капитализма, взглянув с культурологической позиции на политическую философию.

В предпоследний день перед школьниками выступила академический руководитель Школы Философии, Елена Драгалина-Черная с лекцией о том, почему философу нужна логика, как и где ее можно применять в философских исследованиях. О роли философии в тексте и жизни рассказала Светлана Климова на примере произведения Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Александр Плешков рассказал о возможности путешествия во времени с точки зрения философа и, скорее, метафизики, чем обычной физики. Елизавета Разгильдяева, студентка 3  курса рассказывала об античной философии, а Михаил Лямин - о немецкой философии.

Обсуждение после лекции Александра Марея

Последний день Осенней школы начался с лекции Александра Марея, который предложил взглянуть на «Игру престолов» с точки зрения политической философии и возможность применения терминов феодализм и государство по отношению к Вестеросу. О философском вопросе нахождения истинного пути для настоящего героя рассказывал Роман Гуляев. Тему главного героя, правда уже в контексте кинематографии, развил Александр Павлов: он рассказал о том, что значит очень хорошее и очень плохое кино для киноиндустрии в целом и для отдельного зрителя. О философии религии рассказал Димитрий Крихан, студент школы философии: в каких формах и выражениях она встречается в современной жизни, и можно ли пользоваться языком логики в доказательстве Бога. Последними для II Осенней школы по философии стали две параллельные лекции студентов НИУ ВШЭ: Мария Кушнерова поведала о том, как проходили пиры мудрецов. Егор Садаков предложил посмотреть на два возможных дискурса о справедливости: с одной стороны, о справедливости как идеальном понятии, с другой – о поиске справедливости как сравнительном исследовании.


Никита Смирнов, 11 класс, Сыктывкар

“Я собираюсь безусловно поступать в ВШЭ, потому что это замечательный университет. Сейчас я выбираю между тем, чтобы начать свое образование с программы «Политология», или начать его со Школы философии, а дальше уже идти в политическую магистратуру. Это моя первая школа от Вышки: Здесь замечательная возможность для открытого обсуждения и наверно лучшее, что делает школа, это приводит серьезных преподавателей к той публике, которую традиционно считают несерьезной, то есть к школьникам, которые «не способны воспринять что- то». Представление о философии изменилось кардинально. Раньше мне слова в духе «эпистемология», «гносеология», «онтология» казались просто красивой ширмой, за которой стоит гуманитарная болтовня. После недели, проведенной здесь, я понимаю, что не политической философией единой жив человек, и есть кроме нее очень интересные, заслуживающие огромного внимания отрасли. Это огромная заслуга этой школы, в том отношении, что она сломала стереотипы, довольно отвратительные, которые были у меня в сознании касательно философии до этого.”


Алиса Ильина, 11 класс, Ростов-на-Дону

“Для меня здесь всё было новым! Единственное, что я знала, так это парадокс про брадобрея, и то благодаря своей майке с чайником Рассела. Я просто однажды решила загуглить, кто это и что это. Мне очень понравились лекторы, были лекции, которые мне понравились меньше, но были и такие, которые очень запомнились. Некоторые на рефлексии говорили, что были такие заезженные темы, этот Кант везде на всех олимпиадах. Не знаю, я не такой просвещенный в этом человек, чтобы говорить: «Ой, это всё так легко. Это всего лишь Кант». Для меня Кант - это совсем не заезженное. Мне очень понравилось обсуждать какие-то тексты, раскладывать всё по полочкам. Лекция по истории религии меня тоже заинтересовала. Лекция Тараса Валерьевича об олимпиадах мне тоже показалась интересной, хотя на рефлексии кто-то сказал, что они все знают, как их писать, а вот я не знала. Теперь я знаю, как решать какие-то кейсы с точки зрения какой-то определенной этики, до этого (я не стесняюсь в этом признаться) не знала. В этом году хочу поучаствовать в олимпиаде по философии, может что-то и получится.”

Мария Шушпанова, 10 класс, Ижевск

“Я думаю о том, чтобы поступать в Вышку, потому что она такая...Не могу это объяснить. Мне хочется сюда. Сейчас думаю между филологией и философией. И это не потому что я люблю корень “фил”. Я ехала на эту Школу с профориентационной целью тоже. Это моя первая школа такого формата. Я как-то философией не занималась до этого. И я как-то думала, что узнаю вообще, что такое философия, чем занимается она, что изучают люди, которые занимаются философией. Я хотела новых знаний - я их получила. Для меня многое здесь было в новинку. Тут есть этика, логика...Меня поражает то, что можно так много лет посвятить изучению какого-нибудь понятия или направления. Это удивляет! Самый яркий момент - это когда ты сидишь на лекции и такой “Ах!”... Может, это прозвучит пафосно, но это какое-то прояснение: ты хочешь об этом думать и думать. Круче этого может быть только, когда ты понимаешь, что ты уже думал о том, о чем говорят на лекции. Это такое чувство приятное - ты теперь понимаешь, где искать информацию по этому вопросу. Теперь я более серьезно рассматриваю вариант поступления на философский: я понимаю, что мне действительно хочется этим заниматься; больше хочется читать, больше хочется думать. Это вполне может быть частью моей жизни.”


Алиса Ракитина, 11 класс, Омск

“У меня много увлечений, но философия является основным. Причем до прошлого года так сказать я не могла. Именно прошлогодняя Осенняя школа, в которой я тоже участвовала, изменила мое представление. Я хочу поступать в ВШЭ на факультет философии. Еще бы год назад - я совершенно не знала, куда поступать. Философия была для меня чем-то абстрактным и далеким. Но когда наступил судьбоносный момент ОШФ - я наконец-то поняла, что философия - мое призвание, мое “архэ”. Прошлая школа отличалась форматом: мы жили в хостеле, а на занятия ходили в корпус. Это определяло тон, дух школы. В основном мы находились на экскурсиях и уделяли философии не так много времени. Я не знала, какой будет эта школа, но получилась так, что мы занимались философией в два раза больше”.