• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи Вышки открыли выставку интернет-отзывов на русскую классику

В Новом крыле Дома Гоголя открылась выставка «Ваш отзыв очень важен для нас», посвященная интернет-отзывам на классическую литературу. В подготовке научной части экспозиции приняли участие исследователи Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ.

Отзывы об утюгах или научная работа?

Общение в интернете стало частью нашей повседневной жизни, и вполне логично, что эта тема уже несколько лет является серьезным объектом многих научных работ. Как считает интернет-исследователь, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ и куратор выставки «Ваш отзыв очень важен для нас» Полина Колозариди, онлайн-взаимодействие так же познаваемо и неотделимо от жизни современного человека, как и оффлайновая коммуникация.

«Интернет уже прочно встроен в систему наших отношений и связей, хоть иногда в нём пока прослеживаются черты отдельного пространства, — считает Полина Колозариди. — Интересно то, что с каждым годом мы сталкиваемся с чем-то новым: сегодня все сидят в мессенджерах, а всего пару лет назад казалось, что они не стоят экспертного внимания. То же еще раньше думали и про соцсети, а десять лет назад, когда предметом моего исследования была реклама, маркетинг в интернете был для всех чем-то маргинальным, по сравнению с наружной и телевизионной рекламой».

Один из видов коммуникации, на который уже обратили внимание ученые — социологи, психологи, экономисты — это интернет-отзывы. Страницы обратной связи стали информационным ресурсом для экономистов и маркетологов — исследователей потребительского рынка, психологов, которые изучают влияние интернета на отношения людей к себе и друг другу, социологов, интересующихся темой развития общественных взаимосвязей и многих других.

Интернет-отзыв как жанр

Особый тип интернет-отзывов — обсуждения кино или книг. Отклики читателей и зрителей — не просто оценка услуги от негативной до позитивной. Это очень важный источник данных для ученых, которые занимаются восприятием чтения. По аналогии с «наивным чтением» отзывы непрофессиональных читателей филологи называют «наивным рецензированием». «Наивные рецензенты» и их отзывы стали главной темой экспозиции.

Выставка началась с того, что коллеги познакомили Полину с филологом Анной Герасимовой, которая работает в университете Тарту под руководством Романа Лейбова — литературоведа, писателя, сетевого обозревателя и одного из основателей рунета как литературного и  языкового пространства. Анна Герасимова попросила Полину Колозариди подсказать методы для своего исследования интернет-отзывов на классическую литературу. Так начался их диалог, а потом появилась и идея сделать выставку.

 «Не годится никто супротив Пушкина» 

«До того, как Анна показала мне целую подборку отзывов на русскую классику, я даже не задумывалась, насколько важно бывает людям поделиться своими переживаниями и впечатлениями после прочтения «Анны Карениной» или «Преступления и наказания», причем не только с семьей и друзьями в оффлайне. Многим хочется рассказать об этом опыте более широкой аудитории, и это необычная форма публичного социального взаимодействия, — говорит Полина Колозариди. — Некоторые люди пишут клишированные тексты, похожие на школьные сочинения, более въедливые читатели стараются установить исторический контекст, провести параллели между событиями в романе и реальными фактами, кому-то же просто надо выплеснуть эмоции и рассказать о своём отношении к героям. Иногда встречаются комментарии, актуализирующие классику, сближающие её с нашими днями или почти литературоведческие комментарии. Но дело не только в содержании. Анализируя саму форму общения, мы видим, что авторами отзывов движет желание поделиться своим культурным опытом». 

Организаторы постарались представить посетителям как можно более разнообразный набор отзывов — благо, читатели на них не скупятся.

Вот, например, о романе «Обломов» Ивана Гончарова: «Мне кажется, что Обломов был больным человеком. Лично я заметила у него такую болезнь, как Биполярное расстройство (а не простая депрессия, которую ему многие приписывают)».

О поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Итого вышло все-таки никак. Не мое. Когда я читала эту книгу, у меня сложилось впечатление, будто я смотрю спектакль с закрытым занавесом. Я понимаю, там что-то происходит, иногда даже что-то интересное. Но что?».

О поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: «Я не собиралась писать рецензию на данную поэму. Ведь это же Гоголь! Мертвые души!! Классика!!! Что я, девятиклассница, могу сказать нового или хотя бы весомого? Все же решилась написать рецензию, прочитав в других отзывах, что, мол, казнить надо того, кто включил такие книги в программу, и что школьники не способны ни понять всей прелести, ни сделать какие-то выводы. Мало над чем из школьной программы я так смеялась. Или, заложив палец, прикрывала книгу и размышляла, потому что если оставлю на потом, упущу мысль. Или, приходя к кому-то в гости, и даже у своих домашних искала черты героев поэмы, а найдя, невольно улыбалась».

О романе в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»: «Оба героя прожили всю жизнь в мыслях друг о друге, а в реальности лишь пару раз разговаривали. Друзья, разговаривайте друг с другом!».

Данные для научной части подготовили Центр гуманитарных цифровых исследований НИУ ВШЭ, Клуб любителей интернета и общества и Анна Герасимова. Художники тоже сделали несколько работ в диалоге с исследовательскими материалами.

Один из самых интересных залов — черная, тускло освещенная комната, наполненная хором голосов. «В этом зале расположена Тотальная аудиоинсталляция, которую мы подготовили с художником Егором Ефремовым, — рассказывает Полина Колозариди. — Вы можете услышать голоса трех столетий: первый читает критические статьи XIX века, это еще пока непосредственный ответ писателю, так Белинский писал о Пушкине. Голос из XX века цитирует знакомые всем нам школьные учебники по литературе. И именно из прошлого столетия «растут ноги» у клише, которые мы встречаем в интернет-отзывах XXI века. Третий голос читает разные современные рецензии».

Тотальной аудиоинсталляции предшествует Исследовательский зал, который готовили эксперты Центра гуманитарных цифровых исследований НИУ ВШЭ и филолог Анна Герасимова. Исследователь Центра, выпускница Школы лингвистики НИУ ВШЭ Анастасия Хазова работала с данными на основе читательских отзывов из  Bookmate и LiveLib. На плакатах с графиками и цифрами можно увидеть анализ тональности текста отзывов, их количество в зависимости от площадки. Анна Герасимова, в свою очередь, помогла собрать отзывы крестьян о книгах русских классиков. «Это блестящая социология начала прошлого века, которую сегодня не все знают, — считает Полина Колозариди. — Анне удалось найти письменные свидетельства бесед с крестьянами о Пушкине. Многие из них были безграмотными и им читали произведения классика вслух, некоторые узнавали о поэте из лубочных дореволюционных изданий. И вот крестьяне говорят о Пушкине этим доиндустриальным языком мышления столетней давности: «Слушаю я ушами, а оно своим чередом у меня в нутре перерабатывается. На каждое слово Пушкина десять своих нарастает. Ох, и разворочало у меня котелок! Ни в каком случае не годится никто супротив Пушкина».  

Почему мы постим

Организаторы выставки очень надеются, что эта тема будет развиваться и станет интересной и актуальной для следующих исследований. Ведь мы живем во время трансформаций, наш опыт можно сравнить с опытом людей, живших в начале XX века, когда уклад жизни очень сильно менялся, в том числе по причине технологического прогресса. Нередко развитие технологий и онлайн-сервисов вообще начинает идти не по сценарию — те же создатели Facebook изначально не планировали, что он станет таким, каким мы знаем его сейчас.

Если вам хочется еще больше узнать о том, как интернет и его сервисы рвут все шаблоны, вы можете записаться на бесплатный авторский онлайн-курс исследователей из University College London под руководством Дэниела Миллера «Why we post», посвященный антропологии социальных медиа. Полина Колозариди вместе с коллегами с факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и Клуба любителей интернета и общества локализовали курс, в частности, дополнив его российскими примерами. Он стартует 22 января на платформе «Открытое образование», записаться на него можно по ссылке.