«Акка Кнебекайзе школы лингвистики»
Сегодня исполнилось 60 лет руководителю школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Екатерине Владимировне Рахилиной. Без Екатерины Владимировны никакой лингвистики в Высшей школе экономики не случилось бы – под этим подпишутся все сотрудники ШЛ. И чтобы узнать, что это за невероятный вид магии – Екатерина Владимировна, лучше всего как раз почитать отзывы её коллег и студентов:
У Екатерины Владимировны много-много идей, она делится ими со студентами, заражает их энтузиазмом и работает вместе с ними над многочисленными проектами.
И это не только про проекты - это воркшопы, школы, лекции приглашенных исследователей, праздники... Сколько уже сделано и сколько предстоит сделать! Екатерина Владимировна - это само вдохновение, с ней Школа лингвистики никогда не остановится в своем развитии.
У Екатерины Владимировны очень много талантов: она отличный педагог, начальник, психолог. Но меня особенно поражает то, что она всегда находит в себе душевные силы принимать самое живое участие в жизни всех, с кем она работает или просто общается. Она всегда знает, кому и чем надо помочь, кого надо немного разгрузить, а кого, наоборот, немедленно направить на конференцию или засадить писать статью. Для каждого студента или сотрудника школы лингвистики она не просто преподаватель или начальник, она самая настоящая мама, которая действительно переживает за судьбу каждого из нас. Настоящая мама, которая каждого из нас обучает: сначала читать и учиться, потом писать и учить. Настоящая мама, на чьих плечах держится наш лингвистический домашний очаг.
К счастью, Екатерина Владимировна есть.
Приведу одну ситуацию, которая говорит о качествах Екатерины Владимировны как преподавателя. На втором курсе мы писали первую курсовую. Больше всего работ, как мне показалось, было связано с компьютерной лингвистикой. А на втором месте с большим отрывом от третьего - семантика. Вот так умеет увлечь предмет, который преподает вместе со своими коллегами-семантистами Екатерина Владимировна.
-увлекательно преподавать (говорю как бывший студент)
-эффективно руководить (говорю как нынешний подчиненный)
-успешно организовывать мощнейшие международные мероприятия (говорю как причастный к организации, но мой маленький вклад несравним с титанической работой Екатерины Владимировны)
-делать серьезную науку мирового уровня (говорю как интервьюер целого ряда именитых зарубежных профессоров, неизменно вспоминавших "Katya Rakhilina" в ответ на вопрос о российской лингвистике).
Самое удивительно, что при такой фантастической занятости Екатерина Владимировна всегда находит время на вдумчивое неформальное общение с самыми обычными студентами (вроде меня образца 2012 года). Будучи руководителем школы лингвистики, она успевала не только вести у нас искрометный курс по функциональным и когнитивным моделям в лингвистике, но и, например, во внеучебное время обсуждать с нами, какие научно-популярные книжки стоит почитать.
В общем, остается только догадываться, где Екатерина Владимировна прячет свой маховик времени. Других объяснений этой магии у меня нет.
Екатерина Владимировна -- именно такой человек.
С исследовательской точки зрения, Екатерина Владимировна -- основатель таких направлений лингвистики в России, как когнитивная лингвистика и когнитивная семантика, лексическая типология (Московская школа лексической типологии широко известна за рубежом), корпусного подхода к изучению естественного языка -- как стандартного, так и нестандартного. Это действительно огромные направления, включающие в себя поднаправления. И у истоков всего этого в России стоит именно Екатерина Владимировна.
С педагогической точки зрения, Екатерина Владимировна -- блистательный лектор и внимательный научный руководитель, досконально вычитывающий тексты курсовых, дипломов и диссертаций, бессконечно готовый обсуждать научные темы своих подопечных. И нам, преподавателям, тоже есть, чему поучиться у Екатерины Владимировны. Даже над небольшим комментарием или вопросом Е.В. к докладу, к теме исследования, к занятию долго думаешь, пытаешься подобрать ответ, вновь возвращаешься к нему -- и обсуждаешь с Е.В., растёшь в научном и педагогическом смысле.
С организаторской точки зрения, Екатерина Владимировна -- очень внимательный руководитель. Именно руководитель, дирижёр, слово "начальник" не подойдёт. А мы оркестр, где каждый играет именно на своём инструменте и именно свою партию.
И вот я пришёл на (как мне кажется) первую лекцию по Введению в Лингвистику, которую читала Екатерина Владимировна. Я не очень хорошо помню содержание этой лекции, но помню, будто бы это произошло только что, такой эпизод.
(Здесь надо сказать, что каждая лекция Екатерины Владимировны это разговор с аудиторией, в котором студенты принимают активнейшее участие.) Помню, я ответил на какой-то вопрос (кажется, это был вопрос про разницу между словами "бегемот" и "гиппопотам"), и Екатерина Владимировна спросила, как меня зовут. Я говорю: "Степан." А она восклицает: "Степан, где же Вы раньше были!" В этот момент я понял, что не знаю, где я раньше был, но знаю наверняка, что теперь я ровно там, где мне и нужно быть.
В ретроспективе, теперь, когда я уже на третьем курсе, я понимаю, что в тот момент Екатерина Владимировна вдохнула в меня совершенно правильное впечатление! Я бесконечно ей благодарен за любовь и интерес к лингвистике, который она во мне вызвала ещё тогда одним простым вопросом, и который она продолжает во мне вызывать и по сей день!
Я не знаю человека, который умел бы решать проблемы лучше Екатерины Владимировны, это что-то действительно гипнотическое. Екатерина Владимировна ни с кем не спорит, не переубеждает по полчаса - просто когда она что-то говорит, собеседник понимает, что так и надо, что это самый логичный и хороший вариант, то, что Е. В. предлагает. Даже если собеседник, например, высокопоставленный чиновник. Правда - как по волшебству.
У Е. В. в день по сто встреч - с утра и до позднего вечера, и кажется, что уже в таком ритме жить было бы почти невозможно. При этом она ведёт в Школе лингвистики пары, любимые студентами (я точно знаю, мы как-то с ней вели параллельные НИСы)). Например - пары по лексической типологии, сравнительно новому, но уже принёсшему множество интереснейших результатов разделу лингвистики, у истоков которого стояла сама Е. В. Да, Е. В. - блестящий исследователь, помимо всего, она пишет книги, статьи на самые разные темы - действительно глубокие статьи (это я тоже хорошо знаю, потому что одну из её последних статей перечитал одиннадцать раз - просто так, для себя).
В общем, когда опускаются руки и думаешь, что успеть столько всего невозможно, то взгляд падает на строчку на личной странице "Руководитель - Е. В. Рахилина", и понимаешь, что не только возможно, но и очень даже можно, припеваючи.
Е. В. приносит в лингвистику драйв - она так сказала как-то про одного ныне 85-летнего профессора, но это выражение - оно идеально подходит именно к ней самой.
Приведу одну ситуацию, которая говорит о качествах Екатерины Владимировны как преподавателя. На втором курсе мы писали первую курсовую. Больше всего работ, как мне показалось, было связано с компьютерной лингвистикой. А на втором месте с большим отрывом от третьего - семантика. Вот так умеет увлечь предмет, который преподает вместе со своими коллегами-семантистами Екатерина Владимировна.
У Екатерины Владимировны много-много идей, она делится ими со студентами, заражает их энтузиазмом и работает вместе с ними над многочисленными проектами.
И это не только про проекты - это воркшопы, школы, лекции приглашенных исследователей, праздники... Сколько уже сделано и сколько предстоит сделать! Екатерина Владимировна - это само вдохновение, с ней Школа лингвистики никогда не остановится в своем развитии.
У Екатерины Владимировны очень много талантов: она отличный педагог, начальник, психолог. Но меня особенно поражает то, что она всегда находит в себе душевные силы принимать самое живое участие в жизни всех, с кем она работает или просто общается. Она всегда знает, кому и чем надо помочь, кого надо немного разгрузить, а кого, наоборот, немедленно направить на конференцию или засадить писать статью. Для каждого студента или сотрудника школы лингвистики она не просто преподаватель или начальник, она самая настоящая мама, которая действительно переживает за судьбу каждого из нас. Настоящая мама, которая каждого из нас обучает: сначала читать и учиться, потом писать и учить. Настоящая мама, на чьих плечах держится наш лингвистический домашний очаг.
К счастью, Екатерина Владимировна есть.
-увлекательно преподавать (говорю как бывший студент)
-эффективно руководить (говорю как нынешний подчиненный)
-успешно организовывать мощнейшие международные мероприятия (говорю как причастный к организации, но мой маленький вклад несравним с титанической работой Екатерины Владимировны)
-делать серьезную науку мирового уровня (говорю как интервьюер целого ряда именитых зарубежных профессоров, неизменно вспоминавших "Katya Rakhilina" в ответ на вопрос о российской лингвистике).
Самое удивительно, что при такой фантастической занятости Екатерина Владимировна всегда находит время на вдумчивое неформальное общение с самыми обычными студентами (вроде меня образца 2012 года). Будучи руководителем школы лингвистики, она успевала не только вести у нас искрометный курс по функциональным и когнитивным моделям в лингвистике, но и, например, во внеучебное время обсуждать с нами, какие научно-популярные книжки стоит почитать.
В общем, остается только догадываться, где Екатерина Владимировна прячет свой маховик времени. Других объяснений этой магии у меня нет.
Екатерина Владимировна -- именно такой человек.
С исследовательской точки зрения, Екатерина Владимировна -- основатель таких направлений лингвистики в России, как когнитивная лингвистика и когнитивная семантика, лексическая типология (Московская школа лексической типологии широко известна за рубежом), корпусного подхода к изучению естественного языка -- как стандартного, так и нестандартного. Это действительно огромные направления, включающие в себя поднаправления. И у истоков всего этого в России стоит именно Екатерина Владимировна.
С педагогической точки зрения, Екатерина Владимировна -- блистательный лектор и внимательный научный руководитель, досконально вычитывающий тексты курсовых, дипломов и диссертаций, бессконечно готовый обсуждать научные темы своих подопечных. И нам, преподавателям, тоже есть, чему поучиться у Екатерины Владимировны. Даже над небольшим комментарием или вопросом Е.В. к докладу, к теме исследования, к занятию долго думаешь, пытаешься подобрать ответ, вновь возвращаешься к нему -- и обсуждаешь с Е.В., растёшь в научном и педагогическом смысле.
С организаторской точки зрения, Екатерина Владимировна -- очень внимательный руководитель. Именно руководитель, дирижёр, слово "начальник" не подойдёт. А мы оркестр, где каждый играет именно на своём инструменте и именно свою партию.
И вот я пришёл на (как мне кажется) первую лекцию по Введению в Лингвистику, которую читала Екатерина Владимировна. Я не очень хорошо помню содержание этой лекции, но помню, будто бы это произошло только что, такой эпизод.
(Здесь надо сказать, что каждая лекция Екатерины Владимировны это разговор с аудиторией, в котором студенты принимают активнейшее участие.) Помню, я ответил на какой-то вопрос (кажется, это был вопрос про разницу между словами "бегемот" и "гиппопотам"), и Екатерина Владимировна спросила, как меня зовут. Я говорю: "Степан." А она восклицает: "Степан, где же Вы раньше были!" В этот момент я понял, что не знаю, где я раньше был, но знаю наверняка, что теперь я ровно там, где мне и нужно быть.
В ретроспективе, теперь, когда я уже на третьем курсе, я понимаю, что в тот момент Екатерина Владимировна вдохнула в меня совершенно правильное впечатление! Я бесконечно ей благодарен за любовь и интерес к лингвистике, который она во мне вызвала ещё тогда одним простым вопросом, и который она продолжает во мне вызывать и по сей день!
Я не знаю человека, который умел бы решать проблемы лучше Екатерины Владимировны, это что-то действительно гипнотическое. Екатерина Владимировна ни с кем не спорит, не переубеждает по полчаса - просто когда она что-то говорит, собеседник понимает, что так и надо, что это самый логичный и хороший вариант, то, что Е. В. предлагает. Даже если собеседник, например, высокопоставленный чиновник. Правда - как по волшебству.
У Е. В. в день по сто встреч - с утра и до позднего вечера, и кажется, что уже в таком ритме жить было бы почти невозможно. При этом она ведёт в Школе лингвистики пары, любимые студентами (я точно знаю, мы как-то с ней вели параллельные НИСы)). Например - пары по лексической типологии, сравнительно новому, но уже принёсшему множество интереснейших результатов разделу лингвистики, у истоков которого стояла сама Е. В. Да, Е. В. - блестящий исследователь, помимо всего, она пишет книги, статьи на самые разные темы - действительно глубокие статьи (это я тоже хорошо знаю, потому что одну из её последних статей перечитал одиннадцать раз - просто так, для себя).
В общем, когда опускаются руки и думаешь, что успеть столько всего невозможно, то взгляд падает на строчку на личной странице "Руководитель - Е. В. Рахилина", и понимаешь, что не только возможно, но и очень даже можно, припеваючи.
Е. В. приносит в лингвистику драйв - она так сказала как-то про одного ныне 85-летнего профессора, но это выражение - оно идеально подходит именно к ней самой.