• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Драгой обучает нейролингвистов Нижнего Новгорода работе во время awake-операций на головном мозге

Ольга Драгой обучает нейролингвистов Нижнего Новгорода работе во время awake-операций на головном мозге

На Первом канале вышел репортаж об успешно проведённой хирургами Нижнего Новгорода сложнейшей операции на головном мозге. Группой нейролингвистов, обеспечивающих интраоперационное картирование речи пациентки, руководила Ольга Драгой - заведующая Центром языка и мозга НИУ ВШЭ.

Уже несколько лет Ольга Драгой активно работает над тем, чтобы в России стало возможным  сохранять речь у пациентов после операций на головном мозге. Для этого примененяются уникальные методы в области хирургии головного мозга – так называемые awake-операции.
Сначала она перенимала опыт у ведущих специалистов по всему миру, собирая по крупицам ценнейшие находки лучших ученых в одно целое. Позже российские лингвисты Высшей школы экономики под ее руководством на основе лучших мировых образцов разрабатывали тесты, позволяющие картировать речь во время операций, и протоколы обследования пациентов. Постепенно тестирование речи во время awake-операций вошло в практику московских нейрохирургов. Сейчас подобные операции с пробуждением осваивают в регионах.

«Это может показаться странным, но во время сложнейшего вмешательства, например, удаления опухоли мозга, пациента после процедуры трепанации будят, начинают с ним разговаривать и давать ему задания. Дело в том, что если функционально значимая, в частности речевая, зона мозга находится очень близко к опухоли или тем более прилежит к ней, то во время операции есть риск повредить эти зоны, и у пациента может быть нарушена способность говорить и понимать речь.  Поэтому во время вмешательства пациент должен не просто говорить, а выполнять задания разной степени сложности. В процесс включаются лингвисты. Они тестируют пациента, пока хирург прощупывает границы опухоли. Когда пациент совершает ошибку, соответствующие участки мозга врачи помечают специальными цифрами. Это значит, что после проведения тестов при удалении опухоли эти зоны мозга трогать нельзя», - поясняет корреспондент первого канала Валентина Соловьева.

«Например, предъявляется рисунок птицы, а человек произносит «пицца» – отличается одной фонемой. И если человек, пациент во время стимуляции не слышит этой разницы, значит, мы ингибировали фонематический слух. И зона, которая была простимулирована, критически вовлечена в различение фонем. И если произвести ее резекцию, то человек перестанет понимать звучащую речь», – рассказывает заведующая Центром языка и мозга Высшей школы экономики Ольга Драгой.

Сами операции с пробуждением в регионах еще редкость, а нейролингвистов, которые проводят такие тесты, можно пересчитать по пальцам. В очередной раз все прошло успешно – на следующий день пациентка говорит так же свободно, как и до операции.