• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Декан — Бойцов Михаил Анатольевич

 

Научный руководитель — Руткевич Алексей Михайлович

 

Первый заместитель декана — Носов Дмитрий Михайлович

 

Заместитель декана по международной деятельности — Исэров Андрей Александрович

 

Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками – Файер Владимир Владимирович

 

105066, Москва, Старая Басманная, 21/4
+7 495 772-95-90
*22682, 22283
fgn@hse.ru

 

Мероприятия
18 октября
22 октября – 23 октября
Конференция в ИВИ РАН 
1 ноября
21-23 марта 2019 г., Ренн, Франция 
Книга
Угрозы безопасности Африки: современные тенденции

Костелянец С. В., Сидорова Г. М., Жерлицына Н. А.

Московский государственный лингвистический университет, 2018.

Книга
Мифы о коррупции

Матвейчев О. А., Акопян А.

М.: Книжный мир, 2018.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

История

4 года
Очная форма обучения
65/25/3
65 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/5
45 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
17/5/2
17 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Пространство страха и страсти: видение Средиземноморья в Средние века и сегодня

4 апреля 2018 года состоялось очередное заседание семинара «Символическое Средневековье». С докладом выступил профессор Николас Ясперт, специалист по истории Средиземноморья, крестовых походов и рыцарских орденов. Алексей Изосимов и Виктория Кобзева написали репортаж об этом семинаре

4 апреля 2018 года в рамках семинара «Символическое Средневековье» с докладом «Пространство страха и страсти: видение Средиземноморья в Средние века и сегодня» (Spaces of Fear and Desire: Medieval and Modern Readings of the Mediterranean) выступил профессор Университета имени Рупрехта и Карла (Гейдельберг) Николас Ясперт. После выступления состоялось традиционное обсуждение, в ходе которого присутствующие поделились своими наблюдениями и задали вопросы. Также были намечены некоторые перспективы дальнейших исследований — применение опыта изучения Западного Средиземноморья для исследования схожих процессов в Восточном Средиземноморье и Черном море.

Доклад Николаса Ясперта можно условно поделить на два блока: восприятие Средиземноморья в наши дни и в Средние века. Начав с современной ситуации, докладчик обозначил три основные интерпретации, которые применимы к средиземноморскому региону: Средиземноморье как область конфликта, Средиземноморье как морская стихия, и, что весьма существенно, Средиземноморье как пространство коммуникации и «мифомоторики» (термин Яна Ассмана, использованный в работе «Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности»). Николас Ясперт, подходя к пространству как социально-сконструированному феномену, приходит к выводу, что Средиземноморье — это «полимиф» и место памяти, наполненное бескрайним числом смыслов и интерпретаций, наделяющее множество социальных групп их идентичностями. Докладчик тезисно рассмотрел взаимовлияние политических стремлений и изменение картины Средиземноморья в Новое время и современности, обращаясь к эпохе французского колониализма, роли Бисмарка и его системе союзов и, конечно, современным миграционным волнам с Востока. Основная идеологическая предпосылка в современных дискуссиях в этом регионе: Средиземное море как пространство межкультурной коммуникации. 
Вторая часть выступления была посвящена образу Средиземноморья в Средние века, к которым равным образом применимы три обозначенных поля для интерпретаций. Помимо таких масштабных и длительных процессов, как Реконкиста и Крестовые походы, важнейшую роль в истории Средиземноморья играло пиратство, оказывавшее значительное влияние на технологии судостроения, работорговлю, религиозные практики и экономическую активность в регионе. Наиболее интересным кажутся постоянные социальные диффузии и трансформации, усложняющие привычную картину средневековой Европы. Группы людей специализировались на вывозе детей из Испании в Алжир и наоборот. Смена веры не была чем-то из ряда вон выходящим, известен целый ряд случаев сознательного перехода из католичества в ислам. Отдельный интерес представляют переводчики. Кем были люди, обеспечивающие коммуникацию арабов, берберов, евреев, каталонцев, французов и итальянцев? Культурные посредники («cultural brockers») были необходимы во множестве средиземноморских судов. Дипломаты, пилигримы, ученые, художники и купцы становились религиозными экспертами и советниками разного рода.  В привычной историографии, как правило, лишь Сицилия предстает местом синтеза культур и диалога цивилизаций, как кажется теперь, каждый средиземноморский порт становился зоной сложных и захватывающих контактов. Интересно сравнить население внутренних и прибрежных районов, оказывается, что прибрежные зоны совершенно разных регионов имеют гораздо больше общих черт, чем граничащие с ними внутренние области. Восприятие пространства «людьми гор» и «людьми берега» тоже очень разнится. Морские культы и Средиземное море как сакральное пространство еще во многом не исследованы. Что общего между средневековыми изображениями святого Николая, помогающего морякам, и гирляндами из кораблей в Нотр-Дам-де-ла-Гард? Профессор Ясперт отметил, что морское насилие далеко не всегда сводилось к противостоянию религиозных групп, конфликты между которыми столь привычны для средневековой истории, речь идет зачастую о личных политических притязаниях и амбициях. Таким образом, в Средние века и в наше время Средиземноморье становится местом удивительных взаимовлияний и конфликтов, диалогов и диффузий.  


Алексей Изосимов
Виктория Кобзева