Кикиморы, провалища, купания с березой: отчет о фольклорной экспедиции
Экспедиция «Фольклорная традиция Святого Озера» проходила с 1 по 16 июля. Преподаватели и студенты НИУ ВШЭ побывали в Южском и Пестяковском районах Ивановской области. Экспедиция состоялась при поддержке проекта «Открываем Россию заново».
Маршрут экспедиции проходил через Холуй и Палех, известные таким народным промыслом, как лаковая миниатюра; через села, связанные с памятью о князе Дмитрии Пожарском, чьей вотчиной были эти края; через места организации народного ополчения 1612 г. В советские годы в этих краях добывали торф, заготавливали лес, а во время и после Великой Отечественной войны здесь были лагеря для военнопленных из разных стран Европы. Таким образом, мы надеялись обнаружить не только фольклорную традицию, но и следы известных исторических событий.
В составе экспедиции были преподаватели школы лингвистики и студенты разных образовательных программ — лингвисты, филологи, историки, культурологи, журналисты и специалисты по медиакоммуникациям, востоковеды. Наши интересы были разносторонни: от традиционной культуры и местного диалекта до истории народного ополчения 1612 г. и Великой Отечественной войны. Основными задачами экспедиции были:
- описание и исследование локальной фольклорной традиции, которая до сих пор не была систематически описана этнологами, антропологами и фольклористами. При подготовке к экспедиции мы смогли найти лишь отдельные дореволюционные свидетельства о некоторых обрядах Южского района.
- сбор легенд и поверий о Святом озере, расположенном рядом с селом Мугреевским Южского района. Предварительное обследование этих мест, проведенное студенткой П.А. Брюхачевой, показало, что в селах вокруг Святого озера бытуют так называемые легенды о провалищах — разного типа нарративы, повествующие о провале под землю церкви или дома и образовании на этом месте озера с чудесными свойствами. Сюжеты такого типа встречаются в разных регионах России, наиболее известные из них — это круг легенд и поверий о святом граде Китеже. Однако легенды о Святом озере до сих пор не были зафиксированы, несмотря на то, что они, как показала экспедиция, отличаются богатым и необычным набором сюжетов.
Остановка первая. Палех, Мугреевский, Мугреево-Никольское, Мугреево-Дмитровское,Лукино, Талицы
Экспедиция отправилась из Москвы в Иваново, затем на автобусе мы проехали через Палех, где познакомились в местном музее с историей Палехского иконописного промысла и его преобразованием в искусство лаковой миниатюры, полюбовались иконописью и деревянными скульптурами Крестовоздвиженского собора. Затем мы прибыли в село (ранее поселок) Мугреевский.
В Мугреевском мы работали с местным населением в течение 8 дней, с выездами в села Талицы, Мугреево-Никольское, Мугреево-Дмитриевское, деревню Лукино.
Особенность Мугреевского заключается в том, что это бывший «свозной» поселок.
С. Мугреевский. Здание клуба, построенное немецкими военнопленными после войны
Основным экономическим предприятием здесь долгие годы являлась ОАО «Мугреевское торфопредприятие», куда съехались на работу жители преимущественно окрестных деревень, но также и соседних регионов. Это не могло не отразиться на фольклорной традиции: обряды, связанные с сельскохозяйственным календарем, сохранились здесь меньше, чем в соседних селах, зато местные жители помнят сказки, охотно делятся легендами, поверьями, быличками, прибаутками, верят в колдунов, и в то же время любят песни и частушки. Интересно, что здесь, как и в соседних селах, сохранились древние элементы свадебного и похоронного обрядов.
Супруги В.В. и М.М. Зубовы за чаем и рассказывали сказки, и делились поверьями о колдунах
Под балалайку Н.М. Шашина вспомнила и частушки, и плясовые песни
Важное значение для Мугреевского имеет Святоезерская Иверская пустынь — действующий женский монастырь, который находится в центре села, на берегу озера. Монахини этого монастыря были чрезвычайно открыты к гостям, общительны и приветливы, рассказали немало интересного об истории Святого озера, самого монастыря, а также о традиционных народных обрядах, принятых в этих местах.
Каждое село, где мы работали, обладало богатой историей. Так, в селах Мугреево-Никольское и Мугреево-Дмитриевское, как полагают, когда-то лечился от ран князь Дмитрий Пожарский, куда пришли гонцы Кузьмы Минина просить князя возглавить ополчение. Здесь сохранились памятные места (бугры, поле, место дома) князя Пожарского, бытуют предания об ополчении, а также о кладах и разбойниках. В этих селах есть несколько храмов, и местные жители с радостью расскажут современные легенды о чудесах, связанных с разрушением и воссозданием святынь. Экспедиционеры заходили в самый старый дом села Мугреево-Никольское, которому около 200 лет и который когда-то был дворницкой, общались со старожилами села.
Библиотекарь Л.В. Дикина проводит экскурсию по с. Мугреево-Никольскому для участников экспедиции
Н.В. Дикина помнит в деталях и народную свадьбу, и календарные обряды, поет песни. Она живет в самом старом доме села Мугреево-Никольское.
Мы работали везде и в любую погоду!
Д. Лукино, участники экспедиции берут интервью у Н.А. Фомичевой
Экспедиция побывала и в селе Талицы, где познакомилась с уникальным архивом и школьным музеем, собранным под руководством учителя В.Е. Сафронова. После Великой Отечественной в этом населенном пункте оказалось большое количество военнопленных. В архивах сохранились записи, согласно которым на кладбище в Талицах похоронено около 7 тысяч пленных: немцев, французов, австрийцев, румын и др.
В послевоенное время в Талицах была открыта «Антифашистская школа», в которой пленные имели возможность переосмыслить события войны и изменить свои убеждения. Судя по сохранившимся в архиве многочисленным письмам, эта школа стала для большинства военнопленных не только источникам пропаганды антифашистских ценностей, но и возможностью общения с земляками, социального и морального восстановления. Некоторые пленные позже женились здесь на русских девушках и оставались жить в России.
Учитель средней школы села Талицы В.Е. Сафронов рассказывает о музее, посвященном антифашистской школе для иностранцев-военнопленных ВОВ, располагавшейся в с. Талицы после Великой отечественной войны
Остановка вторая. Южа и Холуй
Затем экспедиция переместилась в административный центр Южского района Ивановской области, город Южу, где участники посетили Южский Дом ремесел и общались с жителями Южи. Стоит сразу отметить тот факт, что в городе информанты менее охотно вступали в общение, однако и здесь мы обнаружили богатую песенную традицию, актуальные (до сих пор соблюдаемые в городских условиях!) троицкие обряды наряжания березки, общей трапезы и плясок вокруг березки и купания с березой в озере Вазель.
Типичная архитектура сельских домов в Юже и Нижнем Ландехе. Фото сделано в Юже
В ходе экспедиции участники посетили Тихвинскую ярмарку в селе Холуй. Эта ярмарка в дореволюционные годы была одной из крупнейших в регионе. После перестройки она была возрождена, и вот уже 15 лет жители Южского района приезжают сюда закупать продукты, посуду, ткани, изделия различных промыслов, привозимые из соседних областей, а также послушать народные песни, принять участие в традиционных плясках с частушками, покататься на лодках по речке Тезе, попробовать разнообразные пироги, квасы, морсы. Участники экспедиции наблюдали, как проходит современный народный праздник, и посетили музей села Холуй, где познакомились с традициями холуйской иконописи и живописи.
Народные мастера предлагают на ярмарке свои поделки
Остановка третья. Нижний Ландех
Последней остановкой экспедиции стало село Нижний Ландех. В нем мы провели 6 дней, изучая особенности местной традиции. Отличительной чертой архитектуры Нижнего Ландеха является монументальный храмовый комплекс из двух храмов (Св. Троицы и Рождества Богородицы, XVIII в.) в центре села, с остатками великолепного резного позолоченного иконостаса в храме Святой Троицы. Сейчас комплекс заброшен. В 2005–2009 гг. в храмах проводились работы по реконструкции, но были приостановлены из-за нехватки финансирования.
На окраине села есть кладбище и при нем небольшой храм Изнесения Честных Древ Животворящего Креста. С этим храмом связана жизнь и память двух местночтимых, пока не прославленных официальной церковью, недавно почивших святых — Анны, спасшей храм от разграбления в советские годы и почившей в 1958 г., и блаженного Андрея, ясновидца, почившего в 1908 г. В селе и окрестностях бытуют легенды об этих святых.
Храмовый комплекс. Нижний Ландех
Деревянные храмовые скульптуры, прежде всего сюжет «Христос в темнице», очень характерны для Южского, Пестяковского и Палехского районов.
Нижний Ландех. Прогулка-разведка
В Нижнем Ландехе местные жители смогли сохранить старинную песенную традицию. Хор при клубе, сложившийся 40 лет назад из пожилых доярок и их дочерей, до сих пор исполняет традиционные свадебные, частые лирические, плясовые, шуточные песни, которые были приняты в Нижнем Ландехе и окрестных селах и которые пели в свое время бабушки участниц. Экспедиции удалось записать многоголосое исполнение этих песен на видео- и аудиоаппаратуру.
Народный хор села Нижний Ландех исполняет свадебную песню «Погости-ко гостейка»
Традиционная культура села Нижний Ландех богата и разнообразна. Здесь сохранились и обрядовый фольклор, и песни, и легенды, и игры. Интересно, что в Нижнем Ландехе развита топонимика и ономастика: здесь бытует много местных топонимических названий и до сих пор принято давать односельчанам прозвища. Но наибольшее впечатление на студентов-участников экспедиции произвела демонологическая традиция. Нижний Ландех, как и село Мугреевский, стоит на болотистой местности, поэтому местные жители рассказывают о кикиморах на болотах и лешем в лесу, которые пугают и путают незадачливых путников. Здесь помнят о русалках в реке, а кроме того, верят в банника и домового.
Иван Матвеевич Рыбаков — балагур, знаток пословиц и поговорок, местных преданий и легенд
Итоги
Экспедиция получилась интересной и плодотворной.
Во-первых, был записан обширный фольклорный материал, при этом выявлены небольшие различия в обрядах и демонологии в Южском и Пестяковском районах (по разные берега реки Лух). Традиционная культура этих мест оказалась достаточно богата. Помимо народных песен, отдельных сказок, множества легенд и преданий, мы записали обряды с хорошо сохранившимися традиционными и даже архаическими компонентами:
- Календарный цикл: гадания и ряжение на Святках, «покойницкие» игры ряженых (в Нижнем Ландехе), колядки; Масленица с обрядовыми песнями, сжигание старых вещей, горшков с молоком; катание яиц на Пасху; Троица — срубание и обряжание березки, общий праздник в селе вокруг березки, каша и яичница на трапезе, традиция купать и топить березку в конце праздника, при чем все участники купались и тем самым открывался сезон купания в реках и др.
- Свадебный обряд: до сих пор у местных жителей принято сватовство, помнятсятрадиционные приговоры, существует «сватня», а также обряд обряжания и дарения «красы». «Краса» — это небольшая ёлочка, которую наряжали красными бумажными цветами или красными лентами. Она символизировала девичью невинность. Подруги невесты дарили ее жениху в первый день свадьбы, а на второй в Южском районе ее «теребили», как символ совершившегося брака. На второй день свадьбы было принято ряженье с брачной символикой.
- Похоронный обряд: отличительной особенностью этих мест оказалась традиция давать «подорожную» — небольшой набор необходимого умершему «в дорогу» в иной мир. Обычно это были продукты, завернутые в новое белое полотенце. Подорожную во время похоронной процессии вручали первому встречному на перекрестке, ради благополучного перехода покойного в иной мир.
Были записаны разнообразные поверья, легенды, предания о Святом озере и его происхождении. Было выявлено несколько сюжетов о происхождении Святого озера, которые схематично, суммируя разные варианты, можно описать так:
- Озеро образовалось из колодца, который примерно в XIII в. был выкопан неким святым старцем по имени Филарет. По словам монахинь, старец «выкопал на холме пещеру себе и выкопал колодец, с которого потом, собственно, озеро и разлилось». Сейчас приближаются последние времена, и озеро уменьшается, пересыхает. В конце концов оно сожмется в размер колодца.
- Озеро образовалось на месте провала церкви или монастыря. Люди в этой местности много ссорились, поэтому однажды церковь провалилась. Когда они пришли на службу, обнаружили, что церкви нет, а на ее месте озеро.
- Озеро образовалось на месте провалившейся церкви. Церковь провалилась за грехи монахинь монастыря.
- Было два монастыря, женский и мужской, и между ними — подземный ход на 40 км. Этот подземный ход обвалился, и образовалось большое озеро.
- Версии о кладе, заложенном в затопленный подземный ход или в само озеро.
Не меньший интерес представляет история этих мест и обусловленные историческими событиями предания о разбойниках, кладах, топонимические предания, легенды о местночтимых святых.
За время экспедиции мы, представители разных факультетов и школ, очень подружились. Атмосфера в группе была теплой и открытой, поэтому было очень приятно и легко работать. Полученный в экспедиции опыт и новые знания оказались действительно ценны и важны, и не только с точки зрения изучения фольклора, но и с точки зрения анализа истории нашей страны, понимания ее современных реалий, преемственности опыта, мудрости, культуры.
Окраина села Нижний Ландех
Текст: Алина Яськова, Дарья Шклярская, студенты образовательной программы «Медиакоммуникации», Юлия Кувшинская, доцент школы лингвистики.