Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Чернавин Г. И., Хан Е. И., Стенина М. В. и др.
СПб.; М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.
Кукулин И. В., Липовецкий М. Н.
Редакция журнала "Новое литературное обозрение", 2022.
Под науч. редакцией: А. В. Вдовин
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
Восемь сотрудников Лаборатории (Светлана Юрьевна Толдова, Анна Алексеевна Волкова — руководители экспедиции, Алексей Андреевич Козлов, Фёдор Голосов, Степан Михайлов, Денис Рахман, Алексей Старченко, Мария Черемисинова) участвовали в хантыйской экспедиции в июне-июле этого года.
После трёхдневного пути просторы хантыйского села Казым (по ту сторону Оби в Ханты-Мансийском АО) приняли нас очень тепло. Одна из двух тем, которой я там занимался, — результативная конструкция с общим конвербом на -man и глаголом wɵλti 'быть' — оказалась устроена в точности как немецкий Zustandspassiv согласно статье Ангелики Кратцер "Building Statives" (2005). Другая же тема — непосессивные функции посессива второго лица единственного числа -en — оказалась устроена совсем не так, как в статье Ирины Николаевой за 2003-ий год. На настоящий момент рабочая гипотеза состоит в том, что -en используется как определённый артикль (при том и с "именами собственными"!). В общем, мне не терпится вернуться в хантыйский, чтобы доразобраться с -en и дальше наслаждаться чудесным вечносветлым небом!
Степан Михайлов
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
В хантыйской экспедиции я занимался формами глагола, передающими миративное значение — то есть такими формами, которые, помимо описания собственно ситуации из реального мира, имплицируют, что для говорящего описываемая ситуация оказалась неожиданной. Похожий смысл в русском языке привносит вводное слово "оказывается". Я занимался тем, что доказывал, что эти формы действительно выражают именно удивление говорящего, а не тот факт, что он эти события не наблюдал (в языках часто тяжело разграничить показатели миративности и косвенной засвиделетельствованности).
Голосов Фёдор Валентинович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Степан Михайлов, стажер-исследователь Лаборатории, также принял участие в шугнанской экспедиции.
Горы Памиры создают прекрасный фон для занятия лингвистическими проблемами. В изучении шугнанского языка мы оказались не одиноки. В Отделе Памирских Языков Института Гуманитарных Наук Республики Таджикистан нас встретили прекрасные памирские шугнановеды. Трудно представить успели бы мы записать и (что самое главное) разобрать и выверить так много текстов без их помощи! Чего уж и говорить о тонкой интуиции, которую они высказывали, например, в отношении семантики основ "перфекта" (которыми я и занимался) или же редупликации вида to?c-mo?c '(особые) тарелки и схожие блюда'. В общем, ждите шугнанский корпус и выступления на конференциях!
Михайлов Степан Кириллович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Александр Борисович Летучий и Анна Сорокина приняли участие в абазинской экспедиции. Подробный рассказ также можно найти на сайте Школы Лингвистики.
Анна Охапкина, лаборант Лаборатории, участвовала в псковской экспедиции.
Мы провели две недели июня в Опочецком районе Псковской области. Базировались в деревне Кадниково с ежедневными пешими прогулками до соседних деревень. Для всех из нас (кроме руководителя) эта экспедиция стала первой и оставила много впечатлений – ярких и контрастных. Контрасты поджидали везде: от погоды (идёшь в дальнюю деревню под палящим солнцем, а по пути обратно спасаешься от дикого ливня в местном магазине) до социолингвистических вещей (в какой-то момент выяснилось, что почти все информанты переключают код, когда говорят с нами, а между собой говорят на гораздо более диалектном языке).
Моей темой была "вспомогательная" форма было в диалектном перфекте и плюсквамперфекте и связь её с информационной структурой предложения. Рабочая гипотеза пока заключается в том, что было взаимодействует с темо-рематическим членением предложения и вводит новую информацию, но собранные данные ещё предстоит как следует обработать.
Охапкина Анна Валерьевна
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Научный сотрудник
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Школа лингвистики: Старший преподаватель
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Старший научный сотрудник
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Заведующий лабораторией
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант