Студенты-историки стремительно входят во "взрослую" научную жизнь
"Я решил поучаствовать в конференции, потому что мне посоветовали сделать это руководители экспедиции в Удмуртию (о ней мы рассказывали раньше). Более того: сами руководители, Людмила Жукова и Николай Шабуров, выступали на конференции и были модераторами обеих ее частей. Хотя религиоведение для меня — очень непривычная область (изучаю социальную и культурную историю США), решил попробовать и подал заявку.
Тема моего выступления звучала так: «Личный опыт веры в контексте полевых исследований религиозного ландшафта в Удмуртии». Сначала я хотел сделать доклад по старообрядчеству, потому что наиболее пристально в Удмуртии изучал именно его, но оказалось, что моя коллега по экспедиции уже успела заявить подобную тему.
Я не хотел опираться только на данные из экспедиции, поскольку мой исследовательский вопрос («Помогает или мешает религиоведу личный опыт веры?») был сформирован сильно после интервьюирования, и из имеющегося материала можно было извлечь не так много информации. Поэтому я провел закрытое анкетирование студентов-религиоведов из НИУ ВШЭ, МГУ и РГГУ. Информантам необходимо было изложить свое мнение по поводу того, как личный опыт веры влияет на их религиоведческие изыскания. Анкетирование было анонимным, в нем приняли участие 11 человек. Отчасти я жалею, что не узнаю имена участников опроса, потому что получил несколько очень интересных ответов: например, от пастафарианца и от радикального атеиста. О них я упомянул на конференции.
Также в рамках подготовки к выступлению я изучил дискурс по поводу личного опыта веры в академической среде, и включил в доклад известную дискуссию о кандидатской диссертации по теологии протоиерея П.В. Ходзинского.
Выступление прошло отлично, рассказал все, что хотел. В фейсбуке участники конференции потом назвали его «научным стендапом». После доклада я услышал очень правильное замечание о том, что речь в религиоведческих исследованиях чаще идет о субъект-субъектных отношениях, а не объект-субъектных, то есть отношения не исследователя и религии как очень сложного комлекса культурных и социальных отношений, а отношения исследователя и информанта. В таком случае личный опыт веры можно рассматривать с другого ракурса, до чего я в ходе подготовки не додумался — а потому был очень благодарен за комментарий.
В целом я оцениваю это выступление (первое на «взрослой» научной конференции) как очень полезный и приятный опыт. В докладах других участников услышал огромное количество интересных фактов, подходов, методов, что в очередной раз подтолкнуло меня к мысли заняться религиоведением более серьезно. Спасибо организаторам, участникам и гостеприимному РГГУ!"
Лев Левицкий, 2 курс, ОП "История"