Образовательный выезд в школу №1329 6 апреля 2018 года
У данного образовательного выезда было несколько целей. Главная из них – научить детей навыкам самостоятельной работы и привнести в их деятельность творческое начало. С другой стороны – погрузить ребят в различные исторические эпохи, чтобы понять самые разные аспекты жизнедеятельности людей прошлых эпох: от занятия фермерством до создания величайших произведений искусства; от сочинения хвалебных речей царям Древнего Востока до реализации задумок идей великого Леонардо.
Наша команда, как ранее было сказано, делилась на две части. Палеографы провели 4 урока у 5-го класса, раскрывая перед учениками три разные исторические эпохи: первобытный мир, древний Восток, Средневековье. Класс, путём жеребьёвки, был поделен на 3 команды, в каждой из которых было примерно одинаковое количество участников. Особенность занятий состояла в следующем: на первых двух занятиях ученики, самостоятельно изучая различные источники и отвечая на поставленные к ним вопросы, узнали о жизнедеятельности людей в данные исторические эпохи, а именно – получили ответы на следующие вопросы: что волновало людей той эпохи? что сближает нас с ними? Такие глубокие и сложные исторические вопросы требовали комплексного разбора и анализа обществ различных эпох для получения ответа на них. Затем во время практической части команды придумывали истории и записывали их так, как это делали люди прошлого: одни рисовали, подражая изображениям первобытного человека в пещерах, другие писали на стилизованных глиняных табличках, третьи использовали перья и чернила, а лист бумаги украсили миниатюрами. На последнем уроке ребята показывали друг другу результаты работы и рассказывали о том, что нового они сегодня узнали. Нашей целью было кратко, но живо рассказать детям историю от первобытности до Средневековья, выяснять способы общения людей в то время, реконструировать их образ жизни. И хотя нам ещё необходимо поработать над моментами, которые помогают поддерживать дисциплину, вовлекать абсолютно всех в процесс работы и удерживать максимально внимание каждого ученика, мы уверены, что дети приобрели небольшой опыт в работе с источниками, в выступлении на публике, в умении слушать других и искать ответы на поставленные вопросы.
Таким образом, мы считаем, что уникальность данного занятия состояла не только в ином методе проведения занятия (командная работа и общение), но и в том комплексе навыков, которые ученики применяли при анализе источников (аналитические, творческие и др.).
Аналогично были проведены уроки другой части команды по теме «Искусства Возрождения…» у 8-10 классов.
Первый урок начинается с краткого обсуждения трёх исторических периодов (Античность, Средневековье и Возрождение): суммируются и дополняются имеющиеся у детей знания, в центре внимания вопросы: откуда возникли границы исторических периодов, кто и почему их так назвал. Затем школьники составляют схему причинно-следственных связей на основе предложенного текста. Этот вид работы позволяет не только разобраться в историческом контексте эпохи Итальянского Возрождения, но и глубже понять различия между предпосылками и причинами, итогами и последствиями, причинами и поводом, что важно для изучения истории и других дисциплин в целом. На втором уроке ученики работают в группах с подобранными сериями картин: в этом задании им нужно подметить и описать изменения, происходящие в живописи с XIV по XVI века, и попробовать применить полученные знания из истории для обоснования этих перемен. Темы для обсуждения: рождение станковой картины, разработка перспективного пространства, появление интереса к объёму и пропорциям фигур, появление портрета как жанра и развитие светских сюжетов. На второй паре уроков ученики пробуют себя в качестве музейных работников и создают групповые проекты выставок, посвящённых эпохе Возрождения. После небольшого вступления о том, какими бывают выставки и каковы этапы их создания, ученики распределяются в группах по ролям: директор, куратор, дизайнер выставочного пространства, художник, экскурсовод, PR-менеджер и event-менеджер.
Таким образом, каждый вносит свой особенный вклад в создание воображаемой выставки. В групповой работе ребята под наблюдением студентов придумывают название и концепцию выставки, подбирают основные экспонаты, сценографию (план размещения объектов в залах), продумывают перемещение зрителей по выставочному пространству, разрабатывают логотип, сувенирную продукцию, предлагают план распространения рекламы среди заинтересованной аудитории и идеи для сопутствующей программы (лекторий, мастер-классы, показы научно-популярных фильмов). Для воплощения проектов предоставляются все необходимые материалы: макеты галерейного пространства (примерные планы выставочных залов крупных музеев Москвы и Санкт-Петербурга), возможные экспонаты (также с акцентом на мировые шедевры и предметы из российских коллекций), инструкции, тексты с основной информацией о картинах и художниках, бумага, карандаши и фломастеры. Картины, лампы, сиденья, стенды и прочие предметы в виде наклеек можно поместить на план и таким образом наглядно представить свой проект остальным командам.
Итогом образовательного выезда в данную школу г. Москва стала уверенность участников команды в правильном пути, выбранном в качестве преподавательской методики, и укрепило желание в дальнейшей работе над подобными образовательными выездами в другие столичные и региональные школы. Опробованная нами методика проведения уроков истории дала неоценимый опыт, который, как мы считаем, возможно использовать с успехом при проведении дальнейших образовательных выездов в школы.
Отдельную благодарность мы высказываем руководителю нашего проекта Шаровой А. В., и преподавателям, которые поделились с нами своими знаниями: Акельеву Е. В., Борисову Е. В., Добровольскому Д. А., Воскобойникову О. С.