• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Веры Мостовой: «Эстетика Пиндара»

18 октября 2018 г. доцент ИКВИА ВШЭ выступила на международной научной конференции XVI «Лосевские чтения» – «Философ и его время: к 125-летию со дня рождения А.Ф. Лосева» на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова

Доклад Веры Мостовой: «Эстетика Пиндара»

В докладе, посвященном эстетике Пиндара, речь шла об особенностях трансформации героического эпического идеала, усвоенного греческой хоровой лирикой. Воспевание победы и победителя спортивных состязаний возникло в Греции в середине VI в. до н.э. и просуществовало до середины V в. до н.э. Счастливый исход соревнований виделся проявлением милости богов к победителю, его роду и его городу, и для восхваления победителя поэты находили параллели в сказаниях древности.

Как показал Г. Надь в книге Pindar’s Homer, образы победителей и мир пиндаровской оды сходны с эпическим идеалом и миром героической поэзии. Это сближение более чем оправдано, однако у Пиндара можно обнаружить и ряд существенных отличий от гомеровской эстетики, обусловленных тем, что герои од Пиндара были его современниками, в то время как гомеровский эпос рассказывал о событиях давно минувших дней. У Гомера идеализации подвергаются не только военные подвиги, но и быт героев, и повседневность, с которой сравнивается подвиг, тоже получает поэтическое осмысление. Пиндар же возвеличивает своих адресатов до мира мифа, оставляя повседневность далеко позади.

С одной стороны, мир его героев звучный, блестящий и славный, но с другой – лишен примет реального времени. Единственный достойный труд, который признается Пиндаром, – это состязания ради славы и победы, в то время как у Гомера мы находим уважительное отношение к повседневному труду и любование трудом.