• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Аспирант Школы философии Максим Мирошниченко получил стипендию имени Александра Пятигорского

Аспирант Школы философии, стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии и Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева Максим Мирошниченко стал стипендиатом первого сезона стипендии имени Александра Пятигорского. Поздравляем Максима!

Аспирант Школы философии Максим Мирошниченко получил стипендию имени Александра Пятигорского

Тема конкурсной программы этого года — философия сознания. Стипендия присуждается студентам и аспирантам российских вузов и научных институций, занимающимся философскими исследованиями в русле, близком интеллектуальной традиции российского и британского философа, буддолога и семиолога А.М. Пятигорского.

Конкурсная работа Максима освещает связь между его собственной исследовательской траекторией и философским и буддологическим наследием Пятигорского. 

Работа Максима называется «Ничто, мыслимое никем: о сходных мотивах обсервационной философии и энактивизма». В ней показана связь между инспирированной буддизмом (школы виджнянавада) философией наблюдения в позднем творчестве Пятигорского, и философско-когнитивным проектом энактивизма, развитом в начале 90-х годов чилийским биологом Франциско Варелой. 

Общие обоим проектам феноменологические и трансцендентальные мотивы неожиданным образом дополняются темой отказа от антропоморфизма — так, у Пятигорского фигура наблюдателя вводится как абстрактный конструкт «мышления как объекта мышления», не имеющего ничего общего с конкретным мыслящим человеческим существом. В то же время в работах Варелы подчеркивается, что познание является ничем иным, как осмысленным взаимодействием системы и ее среды, потому амеба способна к познанию, пусть и в ином смысле, чем человек или другие животные. А общий Пятигорскому и Вареле интерес к буддийской философии различными путями привел их к тому, что нет ни объекта мышления, ни мыслящего субъекта за пределами распределенных актов познания абстрактного наблюдателя — отсюда наименование эссе.