• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Декан — Бойцов Михаил Анатольевич

 

Научный руководитель — Руткевич Алексей Михайлович

 

Первый заместитель декана — Носов Дмитрий Михайлович

 

Заместитель декана по науке - Вдовин Алексей Владимирович

 

Заместитель декана по международной деятельности — Исэров Андрей Александрович

 

Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками – Файер Владимир Владимирович

 

Редактор сайта факультета - Мартынова Елена Святославовна

Редакторы сайтов подразделений факультета

105066, Москва, Старая Басманная, 21/4
+7 495 772-95-90 * 22161
fgn@hse.ru

 

Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

4 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/25
30 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
65/25/3
65 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/5
45 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/20/5
25 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
17/5/2
17 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
18/5/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Концептуализация музыки в авраамических традициях

В рамках семинара «Культуры Востока», проходящего под руководством гл.н.с. ИКВИА Натальи Чалисовой, состоялась презентация фундаментальной коллективной монографии, изданной Государственным институтом искусствознания. Текст книги размещен в общем доступе.

Концептуализация музыки в авраамических традициях

Концептуализация музыки в авраамических традициях – 2018: коллективная монография / Отв. ред. док. искусствоведения Г.Б. Шамилли. – М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – 336 с. ил. – ISBN 978-5-98287-133-6.

Монография формально делится на три части – «Музыка как практика», «Музыка как теория» и «Музыка как история», а ее разделы нанизываются на линейную ось времени – от Древности к Современности. Авторы ставят и решают задачи, в совокупности обнаруживающие переплетение музыкальных концептов на культурном пространстве авраамических традиций, связанных едиными этико-эстетическими ценностями.

В палитре рефлексий от Андалусии на западе до исторической Персии на востоке обнаруживается зависимость способов концептуализации музыки от жанровых канонов литературы, правил языка описания музыки, а также конкретного социально-исторического опыта и контекста музыкальной (сочинительской и исполнительской) практики.

Исследуемый материал необычайно разнообразен: от иконографии классической Древности и cредневековых латинских деривационных словарей (часть 1) до раннехристианских, классических и постклассических латинских и арабо-мусульманских трактатов о музыке (часть 2), а также философско-поэтической и религиозно-богословской литературы (часть 3). Исследование показывает, что язык описания музыки в авраамических традициях инициирован, с одной стороны, античной философией, обусловившей принципы жанрового канона в трактатах о музыке, а с другой – религиозно-богословской мыслью, задающей собственные правила понимания и описания музыкальных явлений. Степень их взаимопроникновения различна в музыкальной мысли авраамических традиций и регулировалась временем, местом и социально-историческим контекстом. Точно так же и проникновение литературнопоэтической и комментаторской рефлексии в сочинения о музыке зависело от многочисленных факторов истории.

Не выстраивая умозрительную схему или иерархию обсуждаемых явлений, книга отражает дыхание музыки в каждой из традиций и эпох, «миграции» образов, концептов и методов. Цель авторов – задать правильный вопрос и вектор поиска ответа, чтобы увидеть новые горизонты как в неизведанном, так и старом, оставить читателю пространство для раздумий, избегая категоричных решений, и предложить ракурсы рассмотрения, не настаивая на их единственной правильности.

 Книга в формате PDF на сайте Государственного института искусствознания

Оглавление

К читателю (Г.Б. Шамилли)

Музыка как практика

Киннор и невел в семействе струнных Ближнего Востока, Средиземноморья и Передней Азии – Литература, иконография, археология – Древнейшие изображения арфы – Симметричные и асимметричные лиры – Еврейское искусство эллинско-римского периода (В.В. Петров)

Музыкальные инструменты Библии: средневековое прочтение – Деривационные словари – Духовые инструменты – Струнные инструменты. – От символа к функции (вместо заключения) (А.В. Кульпина)

Инструментальный диалог: к истории изучения раннехристианской исполнительской практики – О генезисе первичных форм многоголосия – Орган в античной литературе – Раннехристианская иконография и Утрехтская Псалтирь – Орган в исторической хронике – Орган и двухголосие (Н.Ю. Катонова)

Сакральное значение органа в Испании второй половины XVI – начала XVIII века – Орган и церковное богослужение – Церковная иконография – «Инструмент, упомянутый в Писании» (М.А. Моисеева)

Сочинение музыки европейского типа для восточнославянского богослужения: кросс-конфессиональные контакты второй половины XVII века – Термины и понятия – Формы многоголосия – Проникновение католической традиции – Восприятие модальной теории – Фуга Дылецкого – Фуга Титова – Фактура типа basso continuo – Интерпретация (вместо заключения) (Е.Е. Воробьев)

Музыка как теория

Античная нотация и христианское богослужение – Факты и сомнения – Проблемы датировки памятников буквенной нотации – Между теорией и практикой – Ремарки к теории невменной нотации (Е.В. Герцман)

Scientia bene modulandi от Августина до Лосева – Первое упоминание – Дефиниция Августина – Изменение смысла – Смена парадигмы (Е.М. Двоскина)

К проблеме конструирования звукового пространства в теории музыки Античности – Музыка и философия культуры – «Звуковое пространство» – Звук как телесный объект – Место и движение – Система древнегреческой нотации – Квантование пространства (А.Г. Богомолов)

Эмоция как процесс, или Что после Сафи ад-Дина аль-Урмави? – Музыка как картина мира и эпистема – Понимание эмоции – Эстетическое наслаждение как «переход» – Гармонические соответствия – Функция и экспликация эмоции – Эмоция Давида – Язык описания эмоции (вместо заключения) (Г.Б. Шамилли)

Джироламо Кардано о музыке для излечения души – Наследие и идеи – Здоровье как гармония – Влияние музыки на физиологические и психические процессы – Роль музыки в стремлении к счастью или благополучию – Музыкальная терапия как форма самолечения – Спокойствие души как добродетель (вместо заключения) (Я.В. Принс)

Музыка как история

Библия о музыке Иерусалимского Храма: опыт исследования – История и археология – Скиния и ее значение для последующих описаний музыки – Скиния как пространство для народа – Шофар как первый музыкальный инструмент Скинии – Звук духового инструмента как призыв к памяти – Кованая труба-хацоцрот как второй инструмент – Характеристика звука шофара и хацоцрот – Трубы и проблема заимствования – Период первого Храма и царь Давид – Появление левитов как священниковмузыкантов – Музыка в Первом Храме – Псалмы – Инструменты Храма – Реформы царя Езекии – Музыка во Втором Храме – Музыкальное преемство в книге Паралипоменон – Книга Паралипоменон о музыке царя Давида (Л.С. Чаковская)

Слово Корана в спорах о дозволенности музыки в Исламе – Место Корана в спорах о музыке – Формирование дискуссии – Тексты Корана: подходы и интерпретации (Г.Р. Сайфуллина)

Музыка в поэмах Аттара: мелодии мироздания, славный паук и чудесное спасение – Музыка как связь между духовным и материальным миром – Музыка и – Музыка и познание – Музыка и рассказ о чудесном спасении – Славный паук и пророк Мухаммад – Двухголосие смысла – Музыкальное сопровождение – Славный паук и пророк Давид (Л.Г. Лахути)

Аллилуйя и жалоба червя. Музыкальные темы легенды о Фаусте – Гармония сфер и дисгармония души – Плач и хвала – «Плач доктора Фаустуса» (А.Б. Ковельман)

Три вопроса в истории изучения еврейских знаков кантилляции – Знаки кантилляции как этнокультурый концепт – К вопросу о сохранности традиции – О границах понимания музыкального – Знаки кантилляции в ряду других форм безлинейной нотации (Е.В. Хаздан)

Указатель имен и географических названий
Указатель терминов и понятий
 

Семинар «Культуры Востока»