• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажер-исследователь ИГИТИ Максим Мирошниченко принял участие в дискуссии в Музее Вадима Сидура

Стажер-исследователь ИГИТИ им. А.В. Полетаева, аспирант Школы философии Максим Мирошниченко принял участие в дискуссии «На когнитивной периферии: фоновые режимы интеракции в практике современного искусства», которая состоялась 16 марта в Музее Вадима Сидура.

Стажер-исследователь ИГИТИ Максим Мирошниченко принял участие в дискуссии в Музее Вадима Сидура

Дискуссия прошла в рамках выставки «Icons». В ней приняли участие поэтесса, художница, исследовательница языка и медиа Евгения Суслова, художник Егор Рогалев, куратор Фонда V-A-C Ярослав Алешин и куратор, арт-критик Валентин Дьяконов. Выставка посвящена осмыслению наследия «Загорского эксперимента» — проекта советских ученых И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова по обучению и подготовке к поступлению в МГУ четверых слепоглухих с детства воспитанников интерната, в результате чего те успешно получили высшее образование и даже научные степени. 

Егор Рогалев и Евгения Суслова обращаются к связанному с этим педагогическим экспериментом наследию отечественной философии, психологии и дефектологии в контексте исследования режимов восприятия. Их работа «Icons» актуализирует фоновые режимы взаимодействия с действительностью, в частности, опыт тактильности, который в случае слепоглухих людей становится преимущественным каналом познания и социального взаимодействия, тем самым становясь инструментом идентификации личности.

В ходе дискуссии были затронуты такие темы, как связь «Загорского эксперимента» с философией Э.В. Ильенкова и ленинской «теорией отражения», а также возможная дополнительность этих философско-психологических теорий с концепциями в современной нейрофизиологии. Максим рассказал о том, как такие программы в когнитивной науке и философии сознания, как энактивизм и нейрофеноменология задают особую «политическую физиологию», вскрывая утопическую картину инклюзивного взаимодействия чувствующих, мыслящих, ощущающих тел человеческих и других одушевленных существ. В этой связи опыт тактильности, будучи основным каналом восприятия для слепоглухих, также оказывается минимальным опытом познания вообще, присущим все живым существам. Потому данный проект вновь актуализирует старые и новые концепции познания, восприятия, опыта и эмпатии, помещая их в новый политический контекст.