• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ИГИТИ приняли участие в конференции «Способы мысли, пути говорения»

22–25 апреля в Школе философии проходила ежегодная международная конференция «Способы мысли, пути говорения». 25 апреля состоялись организованные заместителем директора ИГИТИ Алексеем Плешковым и доцентом Школы философии Ольгой Алиевой пленарное заседание и секция, посвященные темпоральной проблематике в античной философии. На конференции с докладами выступили и другие научные сотрудники института. См. подробнее.

Сотрудники ИГИТИ приняли участие в конференции «Способы мысли, пути говорения»

Страница конференции «Способы мысли, пути говорения» (22–25 апреля 2019 года)
 
В секции «Парадоксы исторического времени» с докладом «The time is out of joint: множественность времен как ключ к новым историческим интерпретациям» выступила директор ИГИТИ Ирина Максимовна Савельева. Научный сотрудник ИГИТИ Дмитрий Бирюков принял участие в секции «Темпоральная проблематика в античной философии: к новой философии времени» с докладом «Время, число, счет и виды бесконечностей: античная и византийская мысль». Стажер-исследователь ИГИТИ Ника Кочековская выступила с докладом «Теория анахронизма Ж. Диди-Юбермана». 

Аннотация пленарного заседания и секции «Темпоральная проблематика в античной философии: к новой философии времени»


Философия времени – одна из наиболее востребованных, быстро развивающихся и сложных областей современной метафизики. Несмотря на то, что категория времени является центральной для всей традиции западной философии, современные дебаты практически полностью определяются заданной Джоном Эллисом Мак-Таггартом концептуальной рамкой (А-ряд и A-свойства / B-ряд и B-отношения), пусть и серьезно переосмысленной и трансформировавшейся на протяжении XX и начала XXI веков (например, с помощью дихотомий А- и B-теорий, презентизма и этернализма, 3D и 4D теориями времени, грамматического и неграмматического времени). Тем не менее, многие споры в рамках субдисциплины кажутся все более схоластичными, закрытыми, стерильными; все востребованнее оказываются те способы анализа темпоральной проблематики и те философские языки ее описания, которые принципиально не укладываются в традиционную рамку аналитического подхода. В этой связи античная философия времени представляется не просто заслуживающим внимания эпизодом из истории мысли, но и продуктивным ресурсом для решения и переосмысления проблем современной философии времени. 

Категория времени играет важную роль в древнегреческой философии и культуре. Неудивительно, что имена некоторых крупных древнегреческих философов (Анаксимандр, Парменид, Анаксагор) связываются позднейшей традицией с астрономическими наблюдениями, корректировкой календарей и/или созданием средств для измерения времени. Однако рефлексия о времени не является исключительно «философской» установкой: размышления, например, Гесиода, Солона, Аристофана и Еврипида помогают нам понять образы времени, определяющие мироощущение древних греков. Эти образы весьма разнообразны: мифологический образ времени, пожирающего собственных детей; поэтический образ времени-судьи, раскрывающего правду; антропоцентричный образ времени как производной от эмоционального состояния человека. Эта множественность образов времени фиксируется и на уровне семантики – время обсуждается в таких терминах, как, например, chronosaiōnkairoschōraēmar. Эти термины не могут быть беспроблемно объединены в некотором абстрактном понятии времени (например, у Гомера время- ēmar  неравнозначно времени-chronos или времени-aiōn, а для Платона нетождественность chronos и aiōn  является основанием онтологического различия между становлением и бытием). Иными словами, здесь мы застаем ситуацию принципиальной множественности темпоральностей. Тем интереснее, что культура, в которой столь разнообразные и разрозненные образы времени определяют опыт темпоральности, задает, в лице Аристотеля, некий образец мышления о времени для всей последующей философской традиции.