Сотрудники ИГИТИ приняли участие в конференции «Способы мысли, пути говорения»
22–25 апреля в Школе философии проходила ежегодная международная конференция «Способы мысли, пути говорения». 25 апреля состоялись организованные заместителем директора ИГИТИ Алексеем Плешковым и доцентом Школы философии Ольгой Алиевой пленарное заседание и секция, посвященные темпоральной проблематике в античной философии. На конференции с докладами выступили и другие научные сотрудники института. См. подробнее.
Страница конференции «Способы мысли, пути говорения» (22–25 апреля 2019 года)
Аннотация пленарного заседания и секции «Темпоральная проблематика в античной философии: к новой философии времени»
Философия времени – одна из наиболее востребованных, быстро развивающихся и сложных областей современной метафизики. Несмотря на то, что категория времени является центральной для всей традиции западной философии, современные дебаты практически полностью определяются заданной Джоном Эллисом Мак-Таггартом концептуальной рамкой (А-ряд и A-свойства / B-ряд и B-отношения), пусть и серьезно переосмысленной и трансформировавшейся на протяжении XX и начала XXI веков (например, с помощью дихотомий А- и B-теорий, презентизма и этернализма, 3D и 4D теориями времени, грамматического и неграмматического времени). Тем не менее, многие споры в рамках субдисциплины кажутся все более схоластичными, закрытыми, стерильными; все востребованнее оказываются те способы анализа темпоральной проблематики и те философские языки ее описания, которые принципиально не укладываются в традиционную рамку аналитического подхода. В этой связи античная философия времени представляется не просто заслуживающим внимания эпизодом из истории мысли, но и продуктивным ресурсом для решения и переосмысления проблем современной философии времени.
Категория времени играет важную роль в древнегреческой философии и культуре. Неудивительно, что имена некоторых крупных древнегреческих философов (Анаксимандр, Парменид, Анаксагор) связываются позднейшей традицией с астрономическими наблюдениями, корректировкой календарей и/или созданием средств для измерения времени. Однако рефлексия о времени не является исключительно «философской» установкой: размышления, например, Гесиода, Солона, Аристофана и Еврипида помогают нам понять образы времени, определяющие мироощущение древних греков. Эти образы весьма разнообразны: мифологический образ времени, пожирающего собственных детей; поэтический образ времени-судьи, раскрывающего правду; антропоцентричный образ времени как производной от эмоционального состояния человека. Эта множественность образов времени фиксируется и на уровне семантики – время обсуждается в таких терминах, как, например, chronos, aiōn, kairos, chōra, ēmar. Эти термины не могут быть беспроблемно объединены в некотором абстрактном понятии времени (например, у Гомера время- ēmar неравнозначно времени-chronos или времени-aiōn, а для Платона нетождественность chronos и aiōn является основанием онтологического различия между становлением и бытием). Иными словами, здесь мы застаем ситуацию принципиальной множественности темпоральностей. Тем интереснее, что культура, в которой столь разнообразные и разрозненные образы времени определяют опыт темпоральности, задает, в лице Аристотеля, некий образец мышления о времени для всей последующей философской традиции.
Дата
29 апреля, 2019 г.
В статье упомянуты
Персоны
Бирюков Дмитрий Сергеевич
Плешков Алексей Александрович
Савельева Ирина Максимовна