• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Анастасия Фёдорова о майноре «Визуальная культура Востока и античности»

Умение находить общий язык с людьми, непохожими на нас, — одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный человек. Наш майнор не только учит студентов понимать восточное и античное искусство, но и — главное — прививает им навык доброжелательного, непредубежденного отношения к далеким культурам и непохожим на нас людям с их причудливыми привычками, обыкновениями, традициями. Именно это, мне кажется, привлекает открытых миру студентов Вышки.

Анастасия Фёдорова о майноре «Визуальная культура Востока и античности»

Окна академического роста

Преподаватели нашего майнора — сотрудники Института классического Востока и античности: специалисты по востоковедению, классической филологии, истории Древнего мира. Мы изучаем культуры Востока и античности во всем их многообразии. У каждого преподавателя своя специализация, но объединяет нас общий подход к предмету. Все мы имеем дело с текстами. Пытаясь понять, как были устроены Древняя Греция, Индия, Китай или же современная Япония, мы анализируем письменные, а также визуальные источники. Скульптура и каллиграфия, живопись и декоративно‑прикладное искусство (всё это тоже в определенном смысле тексты) раскрывают особенности культурной, религиозной, политической жизни исследуемого региона. Столь же богатым источником для исследователей XX‑XXI веков является кинематограф. Изучение Востока и античности неразрывно связано с освоением нескольких восточных и/или древних языков. Большинство наших студентов учится на пятилетней бакалаврской программе, после чего продолжает свое обучение в магистратуре. Освоение профессии востоковеда — процесс длительный и трудоемкий. Поэтому неспециалистам, а именно из них состоит аудитория нашего майнора, мы предлагаем начинать знакомство с Востоком через визуальную культуру. Зрительные образы наглядны и в какой‑то мере позволяют миновать языковой барьер, хотя вовсе без языковых навыков обойтись, конечно, не удастся: изобразительное искусство говорит на своем особом языке, требующем изучения. Мы надеемся, что студенты нашего майнора смогут впоследствии критически воспринимать визуальную информацию, самостоятельно интерпретировать зрительные образы в соответствующем культурно‑историческом контексте.

Наш майнор рассматривает разные виды искусства: скульптуру, живопись, архитектуру, каллиграфию, кинематограф, а также литературные описания предметов искусства — экфрасис. Широк хронологический и географический охват наших исследований: Древняя Греция, Индия, Китай, мусульманский мир, Корея, Япония. Опираясь на достижения визуальной культуры Востока и античности, мы пытаемся понять, как формируется художественный канон. Какие изменения он претерпевает и почему. Важной для всего майнора является тема взаимодействия искусства и религии. Храмовое искусство Индии невозможно понять без погружения в культуру буддизма и индуизма; столь же определяющим является, скажем, конфуцианство для каллиграфии и других видов изобразительного искусства на Дальнем Востоке; очевидна религиозная составляющая исламской миниатюры. Для современных видов искусств (например, кинематографа) схожую роль может исполнить любая распространенная в обществе идеология. Много внимания мы уделяем соседству, сотрудничеству и соперничеству слова и изображения. Вопрос о «переводимости» визуальной информации в словесную (и наоборот) затронут в наших курсах об античном экфрасисе, дальневосточной каллиграфии, японском кинематографе с его попытками экранизировать произведения классической японской и западной литературы. Общей для всех наших курсов является тема культурного диалога. Как эволюционировала культура письма, зародившаяся в Китае и перенесенная затем в японский и корейский культурно‑исторический контекст? Как японский кинематограф решает сложную задачу сохранения национального своеобразия в глобальной медиасфере и какой видит свою роль в развитии мирового кинематографа, в становлении современной массовой культуры? Среди, так сказать, сквозных тем нашего майнора — гендер, национальная идентичность, взаимодействие Востока и Запада.

Думаю, никто не станет отрицать, что мы живем в эпоху образов. Информационная революция породила принципиально новые для человека отношения с медиа и цифровой средой. Наряду с традиционными навыками анализа и интерпретации письменных текстов важной частью современного образования должно стать обучение аудиовизуальной грамотности. Наша жизнь также связана с процессами глобализации. Общение с представителями другой национальности, вероисповедания, расовой принадлежности, языковой среды сделалось неотъемлемой частью нашей жизни. Умение находить общий язык с людьми, непохожими на нас, — одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный человек. Поэтому наш майнор не только учит студентов понимать восточное и античное искусство, но и — главное — прививает им навык доброжелательного, непредубежденного отношения к далеким культурам и непохожим на нас людям с их причудливыми привычками, обыкновениями, традициями. Именно это, мне кажется, привлекает открытых миру студентов Вышки. Наконец, наш майнор — это уникальные темы в изложении уникальных знатоков (пожалуй, нигде, кроме НИУ ВШЭ, подобный нашему майнор послушать не удастся), а на рынке образования штучный товар нынче в цене.

Сайт майнора