"Поэзия Гулага как литературное свидетельство: теоретико-эпистемологические обоснования и описание корпуса" доклад Клаудии Пьералли
Профессор Клаудия Пьералли представила корпус стихотворений, созданных жертвами политических репрессий в Советском Союзе, с точки зрения опубликованных сборников и главных научных работ, касающихся прежде всего текстов сталинской эпохи. Были обозначены теоретические и эпистемологические рамки для изучения и определения данного литературного явления истории русской культуры ХХ в. Речь шла, во-первых, о возможности рассмотреть эти литературные тексты в связи с понятием свидетельства и, во-вторых, о попытке выявления определенной cпецифичности структурного и эстетического взаимодействия свидетельствующей функции с художественно-литературным преображением в особом случае стихотворчества. Данный корпус текстов был рассмотрен в качестве материала для изучения статуса поэтического слова как эстетического средства, способного дать историческое (и художественное, шире — социо-культурное, философское) свидетельство о советской концентрационной системе. На лекции были выявлены художественные приемы, при помощи которых осуществляется свидетельская функция.
Далее была предложена детальная систематизация корпуса поэзии, основанная на исторических и типологических критериях. Продуктивность предлагаемой методологии основана на ключевой концепции «поэзии зоны» как литературного следа политических репрессий, синхронизированных с тюремным заключением в СССР.
В данной многосоставной теоретической постановке корпус поэтических текстов политзаключенных составляет одно специфическое целое в истории русской литературы ХХ в. и таким следует его представить, к чему и аргументировал докладчик, и в дальнейших исследованиях.
Модератором мероприятия был заведующий МЛРИД Владимир Карлович Кантор.
Видеозапись лекции.
Кантор Владимир Карлович
Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога: Заведующий лабораторией