• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Андалузская утопия Исмаила Гаспринского»: доклад Игоря Алексеева, Софии Лахути и Ксении Куликовой

26 февраля на совместном заседании семинара «Культуры Востока» (рук. Наталья Чалисова) и семинара магистерской программы «Мусульманские миры в России» (рук. Ольга Бессмертная) был представлен доклад Игоря Алексеева, Софии Лахути и Ксении Куликовой «Андалузская утопия Исмаила Гаспринского: литературное отражение идеалов исламского модернизма в эпистолярном романе (на материале романов “Французские письма” и “Обитель счастья”)».

«Андалузская утопия Исмаила Гаспринского»: доклад Игоря Алексеева, Софии Лахути и Ксении Куликовой

Доклад посвящен анализу текстов двух романов крупнейшего мусульманского общественного деятеля Российской империи рубежа XIX—XX вв. Исмаила Гаспринского (1851–1914), опубликованных в издававшейся им газете «Терджиман» несколькими сериями в период с 1887 по 1906 гг.

Оба текста представляют собой развитие одного сюжета: молодой мусульманин из Туркестана, путешествуя по Европе, случайно обнаруживает в горах Андалусии чудесным образом сохранившийся анклав мусульманской цивилизации ал‑Андалуса, переживший Реконкисту и сохранивший свое существование в тайне от всего остального мира. Эти «секретные мусульмане» смогли избежать как европейской колонизации, так и упадка мусульманского мира, и в односторонней изоляции от всего мира (об их существовании никто не знает, но они сами внимательно следят за развитием человечества и успешно адаптируют достижения научного прогресса, не теряя при этом основ собственной самобытной цивилизации) смогли создать особый общественный строй, основанный на разумной интерпретации ислама, не противоречащей идее прогресса.

Очевидно, что этот строй, описанный в рассматриваемых произведениях утопически, отражает в некоторой степени социально‑политический идеал самого Гаспринского. Кроме того, анализ образов, художественных приемов и риторико‑дидактических методов, используемых автором, дает представление о генезисе некоторых важных аспектов мировоззрения Гаспринского, также как и о его кругозоре, включавшем в себя хорошее знакомство с современной европейской литературой (Монтескье, Ирвинг).

Утопические романы‑травелоги Гаспринского могут быть рассмотрены и в более широкой рамке, наряду с повествованиями о реальных и вымышленных путешествиях мусульманских авторов Нового времени (от «Описания Парижа» Рифа‘а ат‑Тахтави до «Писем индийского путешественника» Фитрата, включая антиутопию самого Гаспринского «Африканские письма» ). Обсуждение такого рода вопросов даст возможность более детально представить себе интеллектуальные и культурные истоки и горизонты модернистского движения российских мусульман в поздней Российской империи.



Об авторах:

Игорь Леонидович Алексеев — к.и.н., доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ РГГУ;

София Валерьевна Лахути — м.н.с. Отдела памятников письменности народов Востока ИВ РАН, аналитик Центра теории текста и лингвистического обеспечения коммуникации Института лингвистики РГГУ;

Ксения Евгеньевна Куликова — независимый исследователь.

 

Семинар «Культуры Востока»