«Автограф. ХХ век»: итоги года
Проект направлен на изучение художественного текста на самом раннем «эмбриональном» этапе его развития: от еще неясного замысла в дневнике или записной книжке писателя до последней авторской правки на полях уже изданной книги. Эти исследования объединены термином «генезис художественного текста», который может пониматься двояко. В широком контексте, как совокупность стимулов писательского творчества. Более узко – как история создания текста, путь от художественного замысла к его осуществлению. Именно о свойстве черновика порождать «новые смыслы» и «новые тексты» писал Михаил Гаспаров, выявляя энергию черновиков и придавая статичной картине текста третье измерение — динамическую, временную глубину.
Интенцией для исследований «Автографа» служит огромный цифровой архив рукописей http://literature-archive.ru насчитывающий более двадцати тысяч электронных изображений: дневников, записных книжек, блокнотов, альбомов, беловых и черновых вариантов. Как оптимальным источником для исследований и публикаций, всегда находящимся непосредственно на рабочем столе компьютера, им в равной степени пользуются студенты и преподаватели университетов, доктора наук и молодые ученые академических институтов, ученые-слависты из Европы, США, Канады, Израиля и Латинской Америки. Роль цифрового архива в научных исследованиях можно сравнить с рассекречиванием спецхранов библиотек и музеев в 1993 году. Огромный поток новых материалов стал импульсом научных исследований в самых разных областях гуманитарного знания. Применительно к генетической критике текста таким импульсом стал цифровой архив проекта, «рассекретивший» тысячи рукописей. Различие между изучением генезиса текста как фундаментальным исследованием и технической оцифровкой текста очень точно сформулировал научный руководитель Пушкинского Дома В.Е. Багно: современные технологии исключительно эффективны, если используются не для замены научных методов, а для их актуализации.
В планах «Автографа» создание постоянно действующего научного семинара, занимающегося вопросами генетической критики текста на современном научном уровне. Не менее важно активное привлечение к исследованиям студентов Вышки. Для них уже работает студенческий семинар «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве». Тема 2020 года – исследование генезиса произведений Блока, Маяковского, Булгакова, Платонова и Зощенко в записных книжках, альбомах и рабочих тетрадях. Важным «инструментом» станет виртуальное объединение рукописного архива Булгакова, наследие которого находится не только в разных хранилищах, но и в разных городах.
На фото: студенты семинара «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве» в Российском государственном архиве литературы и искусства. Благодарим директора РГАЛИ О.А. Шашкову и сотрудников архива за содействие в работе с наследием Михаила Булгакова.