Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Не пропускайте интересные для Вас мероприятия в мире науки
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С.
М.: Кучково поле, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
29 февраля продолжилось знакомство студентов ОП «Цифровые методы в гуманитарных науках» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ с геоинформационными системами (ГИСами). Каждый из нас хоть раз в жизни взаимодействовал с ГИСами. Топографическая карта, показывающая тропы и горные высоты; обыкновенный навигатор, прокладывающий путь и сообщающий о пробках; даже карта с хроникой распространения коронавируса — всё это связано с геоинформационными системами. Прототипы современных ГИСов возникли во второй половине XX века, когда благодаря работе с большими данными начали развиваться социальная и экономическая география.
Так что ГИСы используются в разных отраслях — от литературы до юриспруденции.
Есть много источников, из которых мы можем черпать данные. Некоторые из них открытые и бесплатные (к примеру, OpenStreetMap), другие — коммерческие и платные. Кроме того, существуют репозитории с готовыми данными, выложенные, например, на сервисе MapPluto.
Кроме анализа статистических данных можно столкнуться с задачей, связанной с привязкой и оцифровкой растра. Идея здесь в том, чтобы закрепить обычную картинку с какой-то картой (например, картой Москвы начала XX века) на цифровой координатной плоскости. Это особенно актуальная задача в Digital Humanities, где исследователи часто работают с историческими картами, создавая ГИС-системы на их основе.
Привязка растра позволит выполнить операцию, которая называется «векторизация растровых данных» (или по-другому — «оцифровка»). Она заключается в том, что нужные объекты будут автоматически выделяться контурами на карте QGIS поверх имеющейся графической картинки. В целом, привязка и оцифровка растра используются для того, чтобы накладывать поверх графических изображений различную информацию (например, Стэнфордский проект ORBIS , где ГИС иллюстрирует гигантскую сеть городов, селений, дорог, рек и морских путей по всей Римской империи).
Работая с ГИСами, легко напортачить, и не только потому, что панели инструментов программ крайне сложные и нужно нажимать на иконки в определенном порядке. Существует топ типичных ошибок, которые новички совершают в первые 5 минут. Так, многие из нас забывают, что по форме Земля напоминает картошку, или научными словами геоид. Подобные геоиды очень сложно смоделировать, и надо понимать, что координаты на таких формах расставляются несколько иначе, чем на идеальных сферах.
Кроме того, при работе с картами часто используются плоские изображения карт, иллюстрирующие растянутый глобус. Так как в результате «растягивания» появляются искажения (например, у нас получается маленькая Африка и огромная Гренландия), географы решили обратиться к так называемым «проекциям» (цилиндрическим, коническим или же азимутальным), которые позволяют соблюдать правильное соотношение площадей материков или же верные углы относительно меридианов.
Есть много разных картографических проекций, стандартом среди которых стала проекция Меркатора. На сегодняшний день она наиболее узнаваемая, и работая с ArcGis или QGIS стоит помнить, что, если мы будем использовать, например, проекцию Ламберта, зрители могут просто-напросто не узнать знакомый с детства город – так сильно может исказиться его местонахождение на карте. Тем не менее, следует учитывать, что несмотря на некоторые преимущества, проекция Меркатора не решает проблему «маленькой Африки и большой Гренландии» (кстати, и Россия на привычных всем нам меркаторовских картах тоже гораздо больше, чем в реальности). Поэтому, при работе с картами нужно грамотно выбирать проекции, исходя из имеющихся данных и поставленной задачи.
Итак, что же показал данный мастер-класс: подводных камней при работе с картами гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Однако начало положено, базовые навыки получены, и кто знает, какие проекты, связанные с картографией и анализом данных, получится создать у цифровых гуманитариев.
академический руководитель образовательной программы «Управление пространственным развитием городов»