Обращение декана факультета гуманитарных наук к студентам
Дорогие коллеги, надеюсь, вы уже более или менее освоились в новых условиях и даже начали к ним постепенно привыкать. Смею вас заверить, что столь внезапная и решительная перестройка всей нашей академической жизни далась преподавателям тоже нелегко, особенно тем, кто не успел еще поднатореть в обращении с компьютерными программами и всевозможными девайсами.
Как бы то ни было, руководство факультета исходит из того, что учебные планы должны быть полностью выполнены. Переход на дистанционное обучение — не повод уменьшать количество и тем более снижать качество лекций и семинаров. Скорее даже наоборот: от студентов я слышал отзывы, что онлайн занятия оказываются концентрированнее офлайновых, а от преподавателей, — что подготовка и проведение любых пар требует от них теперь куда больше усилий, чем до начала эпохи удалёнки.
Технические и организационные сбои разного рода на первых порах, конечно, случаются, хотя намного реже, чем можно было бы ожидать. Тем не менее прошу сообщать о них руководителям образовательных программ, чтобы избежать повторения неприятных казусов.
Тем учебным ассистентам, кто этого еще не сделал, необходимо как можно скорее обсудить новые модели взаимодействия с преподавателями, которым они помогают. Раз изменились сами занятия, то смениться мог и характер ожидаемой помощи. Впрочем, и помимо учебных ассистентов практически в каждой группе и на каждом занятии находятся студенты, готовые решать возникающие по ходу дела организационные и технические проблемы. Выражаю этим добровольцам нашу общую признательность. Хорошо бы на факультете появилась еще и большая студенческая команда цифровых волонтеров, оказывающих срочную помощь прежде всего студентам, но порой, наверное, и преподавателям тоже.
Самое большое беспокойство сейчас у нас вызывает не организация «аудиторных» занятий, а состояние курсовых и выпускных квалификационных работ. Разумеется, мы исходим из того, что их подготовка началась, как и положено, еще осенью, весь необходимый материал уже давно собран, а на весенние месяцы осталось «лишь» завершение исследований и придание им такой формы, которая оказалась бы убедительной в глазах будущих оппонентов и членов комиссий. Тем не менее мы учитываем, разумеется, что борьба с вирусом привела к закрытию архивов и библиотек, отмене запланированных экспедиций и социологических опросов.
Студенческий совет ФГН уже обратился ко мне с просьбой о переносе срока защит курсовых и ВКР. Мы с руководителями образовательных программ полагаем, однако, что такой перенос вызовет еще больше сложностей — особенно для выпускников, уже составивших свои планы на «постдипломное» будущее. Конечно, все надеются, что ситуация с архивами, библиотеками, экспедициями и опросами к осени нормализуется, но кто за это сможет сегодня поручиться? Что же до студенческой паники по поводу курсовых, то она и сама по себе имеет свойства сезонной эпидемии — с удивительной регулярностью каждую весну захлестывает не только троечников, но и отличников. Без нее ни один учебный год еще не заканчивался...
Разумеется, в особо тяжких случаях руководство образовательной программы вправе принять решение об изменении индивидуального учебного плана студента и переносе защиты — лишь бы соответствующее заявление было представлено в положенные сроки. Но это крайняя мера. Большинство возникших проблем можно решить в ходе консультаций студентов с их научными руководителями. В одних случаях придется уточнить формулировку темы, сместить акценты в постановке цели или задач исследования, изменить построение работы. В других — достаточно всего лишь перенести внимание автора с одного аспекта выбранной проблемы на другой. В третьих — можно оставить задачи исследования теми же, но решить их на основе уже собранных материалов, а не тех, до которых теперь не добраться... Вариантов выхода из возникших было тупиков с курсовыми и ВКР множество. Чтобы найти подходящий к каждому конкретному случаю, нужно прежде всего обсудить его с научным руководителем. И сделать это как можно скорее. Лучше всего сегодня, в крайнем случае, — завтра.
Между прочим, руководство ВШЭ готово вести переговоры на высоком уровне об оцифровке архивных и библиотечных фондов, необходимых нашим студентам, но оказавшихся теперь им недоступными. Для этого прежде всего нужно составить перечень таких фондов, и я попросил Студенческий совет ФГН заняться сбором заявок и составлением списков.
В заключение прошу и тех студентов, которые уверены в своих курсовых и ВКР, держать постоянную связь со своими научными руководителями и руководством образовательных программ. Застрявших заграницей прошу тем более — мы о вас не забываем. Живущих в Москве прошу так же, как и разъехавшихся по городам и весям… Нам важно знать, как у вас идут дела, с какими трудностями вы сталкиваетесь при дистанционной учебе, какими советами вы можете с нами поделиться. Не завести ли нам отдельную рубрику или даже целую страницу на факультетском сайте с былями и небылицами из жизни в коронавирусной осаде? Можно было бы и премию за лучшую зарисовку учредить…
Не впадайте в меланхолию — напротив, оцените должным образом вдруг возникшие выгоды. Кто мог еще совсем недавно надеяться на то, что на Басманную из Дубков ни к первой паре, ни даже ко второй ездить не придется?.. Копите впечатления — будет что поведать следующим поколениям студентов, ведь им такого опыта, хочется верить, уже не достанется. А сколько всего можно пересмотреть, переделать, передумать и даже переустроить, пока длятся нынешние запреты... Воспользуйтесь неожиданно выпавшим шансом к своей пользе!
Только, пожалуйста, соблюдайте все предписания и — главное — не выходите без необходимости из дома.
С уважением,
М.А. Бойцов