• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Конкурс на создание проектных групп для сотрудников и учащихся факультета гуманитарных наук

НИУ ВШЭ запускает новый конкурс на создание проектных групп работников и студентов, который проводится по двум номинациям: конкурс проектных групп сотрудников (с возможностью участия студентов и аспирантов) и конкурс проектных групп обучающихся (студентов и аспирантов).

Конкурс на создание проектных групп для сотрудников и учащихся факультета гуманитарных наук

Заявки принимаются до 1 июня 2020 г.

Конкурс проводится по двум номинациям:

Больше по теме:

Страница конкурса для подачи заявок и Регламент конкурса, задающий основные принципы и условия

Ответы первого проректора В.В. Радаева на типичные вопросы о конкурсе

Специфика конкурса на ФГН

Руководство ФГН рекомендует заявителям по возможности согласовывать заявки между собой и обязательно с руководителем Школы, Департамента, Центра, Института или Международной лаборатории, чтобы избежать неудачных пересечений между проектами и несоразмерно большого числа проектов от одного и того же подразделения.

Следует помнить, что средства факультета ограничены, особенно в 2020 году из-за последствий пандемии. Средства на проекты для сотрудников ФГН структурированы в виде квот на Школы и Департаменты (Школа исторических наук, Школа культурологии, Школа лингвистики, Школа философии, Департамент истории и теории литературы, Департамент общей и прикладной филологии). Сведения о размере квот имеются у руководителей Школ и Департаментов. На проекты обучающихся данные квоты не распространяются (т.е. такие проекты финансируются напрямую из факультетского бюджета).

Проекты других подразделений ФГН (проекты работников) также могут быть поддержаны, но только по особому решению декана ФГН и руководства ВШЭ.

В проекте работников (ППС, научных сотрудников), рассчитанном на финансирование из квоты на Школы и Департаменты, должно быть не менее двух участников, принадлежащих к другой школе (другому департаменту), чем руководитель проекта.

Для небольшого числа стратегических общефакультетских проектов предполагается финансирование из отдельной квоты. Если заявитель полагает, что его проект может быть отнесен к числу стратегических проектов ФГН, это следует указать в анкете в разделе «Тип проекта», добавив в графу «Другое» (дополнительно к выбранному типу слово «общефакультетский»).

Будут рассматриваться и заявки (прежде всего от проектных групп обучающихся), претендующие не на специальное финансирование, а на получение кредитов за проектную деятельность, доступа к факультетским ресурсам и на др. формы поддержки.

Заявки на проекты в номинации «конкурс проектных групп работников ВШЭ» поступят на экспертизу в Научную комиссию ФГН.

Заявки на проекты в номинации «конкурс проектных групп обучающихся ВШЭ» - в Образовательную комиссию ФГН.

Критерии оценки заявок, поданных на конкурс проектных групп сотрудников ФГН

Процедура экспертизы

  1. Заявки на проекты проходят экспертизу в Научной комиссии ФГН (далее – НК).
  2. Каждый член комиссии заполняет анонимную форму оценки заявки, где каждый проект оценивается по 4-балльной шкале: 4 – обязательно поддержать (заявка полностью соответствует установленным критериям); 3 – поддержать (проект производит хорошее впечатление, но некоторые параметры можно уточнить), 2 – можно поддержать, если результаты проекта и смета будут скорректированы;  1 – заявка вызывает много вопросов, рекомендуется ее существенно переработать и подать на конкурс в следующем году; 0 – заявка очень слабая, снять ее с конкурса (может быть указана и дополнительная причина, например – такой проект уже финансируется из другого источника).
  3. В шорт-лист конкурса попадают проекты, набравшие больше всего баллов. Линия отсечения баллов определяется ситуативно, в зависимости от того, насколько заявки от данного подразделения вписываются в выделенную ему финансовую квоту. Если сумма запрошенного финансирования набравших много баллов проектов существенно превышает квоты и возможности факультета, выделенные суммы могут быть уменьшены (по сложившейся в НК практике поддержки конференций, летних школ и т.п.). Если выделенных сумм может не хватить для полноценной реализации проекта, а получить дополнительное финансирование (например, из центрального бюджета) в короткие сроки не представляется возможным, заявитель может отозвать свою заявку. В таком случае комиссия будет рассматривать ближайшую к “линии отсечения” заявку.
  4. Если проект набрал много баллов и НК считает его стратегически важным для ФГН, она может рекомендовать декану выделить дополнительные средства сверх установленных квот.
  5. НК может обратиться за мнением о каком-либо проекте к внешним экспертам (они могут быть как из других подразделений ВШЭ, так и других университетов и академических институтов).
  6. Первичную экспертизу отчетных публикаций по итогам проектов осуществляет НК ФГН, после чего отчетные материалы направляются внешним экспертам, работа которых оплачивается.

Критерии оценки

Общие:

  1. Заявки оцениваются в первую очередь исходя из того, насколько полно, аккуратно и внятно заполнены все пункты анкеты. Если у комиссии возникают вопросы и сомнения относительно какого-либо пункта (например, содержание плохо соответствует форме), это может привести к снижению балла, выставляемого членом комиссии данной заявке.
  2. Оценивается критерий интегративности, т.е. продуктивного сотрудничества между подразделениями ФГН. Если в проекте работников (ППС, научных сотрудников), рассчитанном на финансирование из квоты на школы и департаменты, заявлено менее двух участников, принадлежащих к другой школе (другому департаменту), чем руководитель проекта, такая заявка снимается с конкурса. 
  3. Важнейшим критерием содержательной оценки станет конкретность и выполнимость заявленных результатов в соотношении с запрошенным финансированием. Проекты как с завышенными, так и с очевидно заниженными предполагаемыми результатами могут получить низкие баллы, особенно если результаты проекта несоразмерны (в любую сторону) запрошенным на зарплату участников суммам. НК рекомендует описывать предполагаемые результаты проекта как можно конкретнее: например, следует указать наиболее верифицируемые результаты (публикации, базы данных, сайты, мероприятия, семинары и любые другие «продукты») и воздержаться от размытых описаний (в духе «участники получат опыт, навыки…», «участники обсудят…» и т.п.).
  4. НК обратит особое внимание на вовлечение студентов и аспирантов в проект (количество не регламентируется, но оптимальным представляется количество не менее 20% от общего числа участников группы. Это, разумеется, не требование, а лишь рекомендация).

Дополнительные критерии, зависящие от типа проекта:

Проекты фундаментальных исследований:

Для фундаментальных исследовательских проектов в разделе анкеты «Планируемые верифицируемые результаты работы проектной группы (краткое описание)» должны быть обязательно указаны планируемые публикации и их типы (например: первый год – сдача двух статей в журнал из белого списка ВШЭ или статей в журнал, индексируемый Scopus/WoS, или в коллективную монографию и т.д. NB: типы публикаций и их уровень может быть разным).

Проекты прикладных исследований:

При оценке такого типа проектов в первую очередь будут оцениваться возможность практического использования результатов проекта (в том числе, с привлечением внешнего финансирования), потенциальное взаимодействие с заказчиками и т.п.

Проектно-учебная и образовательная деятельность:

Здесь важнейшим критерием станет вовлеченность студентов и аспирантов, встроенность проекта в актуальную образовательную/учебную деятельность на конкретных ОП или в аспирантских школах. Результаты этой вовлеченности также должны верифицироваться - например, числом проведенных мероприятий, семинаров, мастер-классов или любой иной практической и образовательной деятельностью по усмотрению руководителя проекта.

Арт-проекты

При оценке таких проектов НК будет исходить из того, насколько четко и артикулированно такие проекты позиционируют себя относительно современного искусства в различных его проявлениях и направлениях (НК может обратиться за доп. экспертизой к внешним экспертам в этой области).

Издательские проекты:

В заявках на такие проекты будет учитываться, насколько точно и реалистично заявители описывают свои партнерские отношения/планы с потенциальными издателями.

Просветительские проекты:

В таких заявках будет оцениваться, насколько убедительно описаны отношения с потенциальной аудиторией проекта, каналы и механизмы коммуникации с ней, определены параметры адресации (возраст, образовательный уровень, широта охвата и т.п.).

Проекты социальной активности:

Здесь на первом плане будет конкретность в описании того, на решение какой социальной проблемы направлен проект.

Отчетность

  1. Формы отчетов будут разосланы дополнительно ближе к концу 2020 года. Предполагается, что в формах нужно будет описать конкретные результаты проекта и потраченные суммы.
  2. Если отчетные публикации/продукты не представлены в срок или если на них получены отрицательные внешние рецензии, сумма выделенного гранта на данный проект вычитается из суммы забронированных за соответствующим подразделением средств на следующий финансовый год. Если отчетная публикация выходит с большой задержкой по вине издательства или по другой уважительной причине, но получает положительный отзыв рецензентов, в бюджет отчитывающегося подразделения на следующий год возвращается вычтенная за нее сумма.
  3. В каждой публикации/продукте обязательна ссылка (на языке публикации) следующего вида: Статья/глава/монография/база данных (добавить любой иной продукт) подготовлена при поддержке фонда «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 20.. году. При отсутствии таких ссылок сумма выделенного гранта вычитается из суммы забронированных за соответствующим подразделением средств на следующий финансовый год. Отчитываться одним и тем же продуктом/публикацией по разным проектам недопустимо.

Порядок финансирования

  1. ФГН направляет на финансирование проектов сотрудников 25% средств от объема платных образовательных услуг в 2020 году. Квоты для школ и департаментов действуют на текущий календарный год. В смете второго года проектов нужно исходить из тех же сумм, но в следующем году возможны коррективы как в ту, так и другую стороны.
  2. ФГН не устанавливает минимальной суммы финансирования одного проекта. Если сотрудники и руководитель решают потратить всю квоту на один проект, такая заявка возможна.
  3. Руководители двух или более школ/департаментов могут подать совместный проект, состоящий из сотрудников нескольких подразделений, причем каждый из руководителей может оплачивать своих участников из своей квоты.
  4. Базовый тип финансирования (одноразовая выплата кому-либо из сотрудников или оплата технических работ по проекту) для проектов, которые не получат крупные гранты, будет определяться исходя из конкретной сметы.
  5. При определении окончательного бюджета проектов, отобранных по квоте данного подразделения, НК будет проводить консультации с руководителем подразделения.
  6. В установлении заработной платы/вознаграждения участникам проекта рекомендуется исходить из официальных размеров должностных окладов для различных категорий научных сотрудников (см. https://www.hse.ru/org/hse/aup/finplan/emplinf), однако размер зарплаты может быть и больше, если смета проекта это позволяет. 
  7. Объем финансирования руководителя не может превышать 30% от общего объема финансирования по проекту.
  8. Специальных шаблонов для смет не предусмотрено, но при составлении сметы нужно закладывать в нее ЕСН (единый социальный налог, = 30%), резерв на отпуск не предусмотрен.
  9. Примерные статьи расходов: заработная плата/вознаграждение участникам, оплата технических работ, покупка оборудования и материалов и т.п.
  10. В смету нельзя включать: оплату билетов приглашенным докладчикам, трэвел-гранты, расходы на фуршеты и банкеты.
  11. В случае победы проекта в конкурсе ФГН поможет скорректировать смету, чтобы она соответствовала всем требованиям Планово-финансового управления ВШЭ.

FAQ (ФГН)

Могут ли в состав группы быть включены коллеги из других кампусов ВШЭ?

Да.

Может ли руководителем проектной группы быть внешний совместитель?

Да.

Если в п. 1.5. сказано, что Конкурс не является Конкурсом на закупку товаров и услуг, можно ли в рамках проекта закупать книги, оборудование?

Да.

Возник вопрос по заполнению краткой сметы расходов по проекта, а именно: Под пер-вым и вторым годом подразумеваются календарные года (2020-2021), либо 24 мес., начи-ная со старта проекта (уходим в 2023г.)? Обращаясь к временному регламенту конкурса читаем: «Срок действия Регламента в целом до 31 декабря 2020 года, а в части оценки проектов – до 31 декабря 2021 года.» Поэтому я понимаю, что это 2020-2021гг., т.е. про-екты должны закончиться к 31 декабря 2021г. Верно?

Нет, отсчет периода в 24 месяца начинается с даты принятия решения. Следовательно, проекты могут завершаться в июне 2022 г. К тому времени, в ВШЭ будет принят постоянный регламент.

В п. 1. Порядка финансирования сказано: «Максимальная сумма на один проект не долж-на быть равной или больше квоты на школу/департамент». Но если изначально запраши-ваемая сумма больше той, на которую может рассчитывать группа с учетом квоты на со-ответствующее подразделение, но характер заявки позволяет надеяться на дополнитель-ное финансирование со стороны Центра инновационного развития ВШЭ, как тогда должна быть оформлена финансовая часть заявки?

Чтобы отразить возможное дополнительное финансирование, нужно указать его в смете отдельной строкой – сумму, на что она будет потрачена и пометку, что эти средства запрашиваются из дополнительного источника, не из квоты подразделения.

Может ли проект одновременно быть подан в несколько подразделений НИУ ВШЭ - с учетом, что проект носит межподразделенческий и межкампусный характер - или сред-ства подразделения, заявляющего проект, должны быть потрачены в том числе и на опла-ту труда привлеченных сотрудников из других подразделений и кампусов?

Нет, согласно п. 3.7. Регламента «заявка может подаваться только на один факультет. Междисциплинарные заявки могут рассматриваться, по согласованию, комиссиями двух и более факультетов по инициативе одной из комиссий». Заявитель сам решает, на что он собирается потратить средства, т.е. он может забронировать оплату труда сотрудников других подразделений или кампусов.

Если руководитель департамента предполагает распределение выделенной на его под-разделение квоты иначе, чем планируемый руководитель проекта, - может ли руководи-тель в своей заявке все равно указать ту сумму, на которую он рассчитывает - с надеж-дой, что другие проекты его подразделения, поддержанные руководителем, не пройдут конкурс - и тогда в квоте образуются неосвоенные средства? Или заявки от подразделе-ния должны быть согласованы таким образом, чтобы общая запрашиваемая сумма не вы-ходила за рамки заявки? И какова тогда будет судьба средств, не выделенных вследствие отклонения некоторых из заявок?

Вопросы этого уровня (уровня отношений сотрудников с руководителем) не подлежат регулированию Регламентами Научной комиссии и условиями конкурса. Ответ на последние 2 вопроса - см. раздел «Порядок финансирования. Пункт 3.

Верно ли, что подавать на оба конкурса могут любые сотрудники, даже из Международных лабораторий, ассоциированных с факультетом?

Да, верно.

Как быть с потенциальным финансированием, если я собрал проектную группу сотрудников, но большинство участников работают не в школе или департаменте? Значит ли это, что проект точно не попадет в выделенные квоты?

Вам нужно провести переговоры с руководителем школы или департамента. Если руководитель признает проект «своим» и заинтересован в нем, то на него может распространяться квота.

Каково соотношение поданных на конкурс проектов и проектов в рамках РУПов? Напри-мер, проект победит в конкурсе и получит небольшой грант. Может ли руководитель проекта в дополнение к существующей команде объявлять проект на ярмарке и привлекать еще студентов?

Да, может, поддержанный в рамках конкурса проект можно развивать и продвигать далее. Если же деятельность уже давно ведется в рамках РУПа (что означает часы в нагрузку преподавателя), то подавать проект на конкурс нельзя. В Регламенте сказано, что подаваемый проект должен быть «оригинальным».

Что будет, если планируемые результаты не были достигнуты проектной группой (например, не была подготовлена монография)?

Комиссии могут сократить выделенное финансирование или вычесть его размер из квоты на школу/департамент в следующем календарном году.

Будет ли возможность оспорить решение комиссии утверждающей научные проекты, а также утверждающей отчеты по выполнению ТЗ?

Коллегиальные решения комиссий не подлежат оспариванию точно так же, как это происходит при распределении средств ФАР на конференции, приглашенных специалистов, летние школы и пр.

Возможно ли будет отчитываться о выполнении ТЗ одними и теми же результатами (например, статьей или медийным продуктом), достигнутыми при работе в разных проек-тах?

Нет, точно так же, как и в других грантах ВШЭ и внешних фондов, один отчетный «продукт» должен относиться к одному проекту.

Контакты ответственных лиц:

Вопросы по конкурсу проектных групп сотрудников можно задавать Алексею Владимировичу Вдовину (avdovin@hse.ru).

Вопросы по конкурсу проектных групп обучающихся (студентов и аспирантов) Льву Карлосовичу Масиелю Санчесу (maciel@hse.ru).