Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Чернавин Г. И., Хан Е. И., Стенина М. В. и др.
СПб.; М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.
Кукулин И. В., Липовецкий М. Н.
Редакция журнала "Новое литературное обозрение", 2022.
Под науч. редакцией: А. В. Вдовин
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
Проекты — это непросто. Особенно когда проектов много, а преподаватель один. Вот типичные трудности:
Налаженная коммуникация — это важно. В проектах у нас нет ясного проработанного плана, заранее известных ответов, мы не знаем всех проблем и новых задач, которые могут возникнуть. Значит, самое правильное — сделать так, чтобы все участники проекта были всегда в курсе текущей ситуации, результатов работы каждого, могли оперативно принимать и обсуждать решения, уточнять направление проекта.
Моя основная задача в руководстве проектной работы — выстроить внятную систему коммуникации всех со всеми:
Это многоплановая задача, и поэтому нужно сразу организовывать разные типы коммуникаций – чаты в соцсетях, рутинные созвоны и общие семинары.
Налаженная коммуникация не возникнет сама по себе, а уж аккуратная документация – тем более. Поэтому моя задача состоит в «принуждении» к документированию. Все, что обсудили, — нужно записать. Все, что решили, — нужно записать. Кто что делает – записать. Кто что сделал – записать. К записям, всем рабочим файлам, программному коду имеют доступ все участники проекта, и все знают, где они лежат. Все файлы должны иметь внятное описание. Иначе — хаос, потерянные данные, торможение и потеря мотивации у всех участников.
Мы привлекаем к проектной работе внешних консультантов-кураторов, узких специалистов в той области, которой посвящен проект. Кураторы работают на безвозмездной основе – их интерес состоит в научном исследовании, которое делают студенты. Если проект удался, то студенты вместе с куратором готовят публикацию.
Поскольку инструменты коммуникации налажены, а дисциплина документации усиленно внедряется, куратору удобно работать со студентами, это не отнимает много времени, а главное, моральных сил. У нас уже есть кураторы, которые из года в год работают с нами и любят наших студентов.
Каждая проектная группа имеет свой чат в Телеграме. Туда подключается и куратор проекта. Я читаю все чаты и всегда знаю, что у кого делается, кто пропал, кто что обсуждает, кто на какой стадии работы, как прошел очередной созвон. Я прошу студентов называть чаты по особому шаблону, чтобы мне легко было найти их все сразу.
Проекты 2017 года: каждый проект имеет свое условное название и префикс с годом.
Участники проектной группы выбирают вместе со своим куратором оптимальное время созвона. Это должно быть рутинное время раз в неделю. Можно созваниваться совсем коротко – на 15 минут или полчаса, но обязательно обмениваться новостями, задавать вопросы, смотреть, что получается, и вместе планировать следующую неделю. Конечно же, ответы на насущные вопросы всегда можно получить прямо в чате в любое время дня и ночи. Время встречи, так же, как и ссылка на ресурс, где хранится вся документация, закрепляется сверху, в телеграм-чате
Участники выбирают разные формы ведения документации, кому как удобно – отчеты о встрече кто-то пишет в гуглдоке, кто-то на гитхабе (репозитории, где хранятся все файлы проекта), кто-то в телеграме группы. Очень удобный инструмент для организации работы (и отслеживания — кто как работает в проекте!) — Trello-доска. Там задачи можно организовать в виде карточек, которые передвигаются по мере того, как задания выполняются. К карточкам можно приписывать людей, даты, присоединять файлы и делать комментарии. Бесплатной версии Trello абсолютно хватает под все задачи. Колонка «готово» позволяет мне увидеть реальный вклад каждого участника в результат.
Trello доска проекта 2018 года.
Раз в месяц у нас проходят общие проектные семинары. Мы занимаемся два дня подряд, заранее составляем очередность выступлений каждой группы. Каждый проектный семинар посвящен общей теме – очередному этапу продвижения проектов. Такие семинары легко проводить по зуму, хотя, конечно, не хватает традиционных чая с печеньем.
Расписание выступлений записывается в общей гуглтаблице. В ней же на отдельной странице я храню ссылки на трелло-доски, на документацию проектов и на технические задания, которые участники проектов составляют себе сами в начале года. Там же помещается и страница с результатами обсуждения проектов на семинаре и рекомендациями каждой проектной группе.
Я отношусь к проектам как к стартапам и не жду, что получатся все. Но неудавшийся проект — это тоже опыт, хоть и болезненный, и это повод для анализа и работы над ошибками: нужно понять, по каким причинам проект не стал для студентов возможностью роста и самореализации. И здесь хорошо работают два правила, благодаря которым удается увеличить количество успешных проектов и смягчить болезненность и травматичность провалов.
Инструменты коммуникации и документации дают возможность отслеживать тот момент, когда что-то пошло не так. Студентам тоже гораздо легче сообщить мне о текущих проблемах, если есть постоянная связь в проектных чатах. Иногда теряется связь с куратором, иногда команда оказывается психологически несовместима, иногда задача оказывается слишком сложной, а еще чаще слишком трудоемкой. Важно узнать это не в момент сдачи проекта, а гораздо раньше, когда проблемы только начинают накапливаться, и совместно с группой и куратором найти выход, переформулировать или перераспределить задачи.
Если стало понятно, что текущими силами и в имеющиеся сроки проект выполнить невозможно, важно аккуратно сохранить то, что уже сделано. И это само по себе тоже хорошая проектная задача.
Нужно доделать необходимый минимум так, чтобы потом его можно было использовать для других задач. Нужно написать текст о том, что было сделано, какие ошибки допущены, какие эксперименты проведены или не проведены, аккуратно собрать все необходимые данные, которые относятся к этому тексту. Опыт показывает, что аккуратно проведенное «банкротство» может в будущем очень пригодится, и следующий подход к той же задаче, как правило, оказывается куда более успешным.