Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Чернавин Г. И., Хан Е. И., Стенина М. В. и др.
СПб.; М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.
Кукулин И. В., Липовецкий М. Н.
Редакция журнала "Новое литературное обозрение", 2022.
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
Всеволод Кобляков
"Шесть лет назад, когда я только сдавал государственные экзамены и готовился к переезду в Москву из родного города, я и представить себе не мог, что однажды буду заниматься философией, которая стереотипно воспринимается как что-то слишком далекое от большинства людей. Теперь же, в 2020 году, я окончил магистратуру «Философская антропология», и мне хотелось бы рассказать, почему я сделал выбор в пользу философского образования, и что я приобрел благодаря нему.
В 2014 году при поступлении в университет мой выбор пал в пользу образовательной программы «Политология», и я нисколько не жалею о своём выборе. Она дала мне отличные прикладные навыки и сформировала мои мировоззрение и взгляды, которых я во многом придерживаюсь до сих пор. Однако по мере обучения я всё больше задавался различными вопросами, лежащими за границами эмпирических исследований. Меня начали волновать сущностные проблемы, связанные с фундаментальными основаниям науки, идеологий, культурных практик и действительности как таковой. И если сначала меня интересовала исключительно политическая теория, то затем меня стали одолевать и чисто философские проблемы. Что такое объективная реальность? Каким образом она познаваема? Какое место в ней занимает человек? Можно ли говорить об обществе как о чём-то большем, чем отдельные индивиды? Политология уже не могла помочь с этими вопросами. Благодаря великолепным курсам по политической теории я смог их поставить, однако ответы я должен был искать уже в другом месте. И я очень рад тому, что доверился в этой ситуации Школе философии НИУ ВШЭ.
Программа «Философская антропология» предоставляет шанс заинтересованным людям получить все необходимые знания и навыки для того, чтобы отвечать на философские вопросы. Когда я только поступал туда, я боялся, что мне будет сложно поспевать за более опытными выпускниками философских бакалавриатов, однако на деле все оказалось совершенно не так. Одним из плюсов программы оказался набор читаемых на ней курсов, который позволяет знающему самые азы человеку быстро погрузиться в новую для него среду. Самым очевидным примером является адаптационный курс по истории философии, который преподается «новичкам» этой дисциплины, однако и другие предметы содержат в себе некоторую вводную часть, благодаря которой удается в кратчайшие сроки восполнить наиболее крупные пробелы в знаниях. Я очень благодарен специалистам школы философии за создание гибкой программы обучения, учитывающей интересы как «старожилов», так и начинающих специалистов.
Очень радует также охват имеющихся курсов. Многие образовательные программы склонны отдавать приоритет строго определенным, достаточно узким направлениям специализации, однако такого нельзя сказать про «Философскую антропологию». За два года обучения в магистратуре студенты ознакомятся с максимально широким охватом современной философской мысли, от философской герменевтики и феноменологии до аналитической философии, от научно-исследовательских семинаров по диалогам Платона до современных теорий осмысления постмодерна, от философии французского Просвещения до русской философии эпохи Серебряного века. Отдельно стоит отметить, что в рамках своих курсовых и дипломных работ студенты могут заниматься совершенно любой интересующей их проблематикой, и на каждую тему в Школе философии найдется старший коллега, который поможет своим научным руководством.
Наконец, хотелось бы отметить, насколько живой является философская среда Высшей Школы Экономики. Её студенты не становятся какими-то отшельниками, которые зарываются в учебниках и совершенно не контактируют со своими коллегами. Это заметно как по формату семинарских занятий, которые зачастую превращаются в оживленные дискуссии, так и по академической активности, благодаря которой студенты получают опыт публикации своих исследований, выступлений на мероприятиях совершенно разного формата и поддержки преподавателей в рамках ассистентской деятельности.
«Философская антропология» стала очень важным этапом моего становления как специалиста и как человека. Изучение философии позволило мне отточить навыки анализа текстов, публичных выступлений и владения логикой, дало мне ответы на важные личные вопросы, а также сделало меня частью академического сообщества. Сейчас я решил взять перерыв в обучении в университете, однако в будущем я хотел бы поступить в аспирантуру Школы философии и продолжить свои исследования, ставшие важной частью моей жизни".
© Всеволод Кобляков
Анна Платанова
"Бакалавриат я заканчивала на факультете журналистики МГУ и хотя этому знаменитому ВУЗу я тоже благодарна, но в целом он заставил меня поверить суровой правде жизни, что качество высшего образования в России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому шла в Вышку без больших надежд, скорее из прагматических целей – чтобы помочь себе организовать самообразование и понять «пробелы».
Первое впечатление после МГУ было очень сильным: я искренне удивлялась тому, что всем участникам образовательного процесса все это действительно надо. Вопрос не в мотивах – они могут быть разные – но и студенты, и преподаватели участвовали в это деле одинаково заинтересованно, с большим увлечением и самоотдачей. Я до сих пор теряюсь в догадках, почему это так и как удалось так провести приемную компанию и подобрать преподавательский состав, чтобы в наш век формализации образования объединить в одном коллективе так много заинтересованных в результате людей. Среди моих однокурсников, кажется, не было ни одного, кто пришел сюда только ради «бумажки».
Многие говорят, что здесь особенно чувствуется отношение к студентам как коллегам. Это правда, но нет и панибратства. Многие преподаватели – высочайшего класса специалисты в своей области, которые сами умеют хорошо и качественно делать свое дело и требовать качества или уж по крайней мере осмысленности и адекватности от работы студента. Я ожидала, что мне предстоит иметь дело с формальной философией, близкой к схоластике, и что мои знания будут оцениваться по этим же критериям, насколько я освоила эту «игру в бисер». Но мне приятно было увидеть, что если вышкинскую философию и можно называть «игрой в бисер», то эта та игра, которая сознает свои границы и предпринимает усилия, чтобы за ее пределами жизнь не теряла качества. Об этом мало шла речь – да и не должна была бы много идти – но мне было приятно сознавать, что люди, которые в аудиториях позволяют себе разговоры об истине, это люди достойные, которые готовы в своей общественной позиции искать ее же. Это создает какой-то фундамент их слову и позволяет неожиданно обнаруживать актуальность, казалось бы, отвлечённых разговоров.
Мне очень понравилась и здорово согласовалась с моими собственными интересами основная особенность учебного процесса. Во многих случаях устный экзамен заменяет письменная работа в жанре эссе. Так ты сам проверяешь себя не на быстроту реакции или формальную память, а на качество мысли, способность формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию в связи с поставленными вопросами. Так добродетель порядочного студента, готового воспроизвести услышанное, требуется приумножить собственной умственной работой – по-моему, это нормальное, но во многих местах забытое сейчас условие хорошего образования. И в этом снова проявляется общая забота о качестве итога – на такую работу всегда выделяется достаточное количество времени.
Семинары меня тоже как правило радовали эти два года. В этих стенах жива и поощряется культура дискуссии, где сохраняется адекватный и здоровый дух соревнования.
В целом учебный процесс организован так, что многое в нем ты так или иначе можешь использовать для разносторонней работы над собственной темой. Какие-то курсы предлагается выбрать по интересу, какие-то, обязательные, предлагают тебе возможность в их рамках находить полезный тебе аспект – преподаватели всегда рады и готовы содействовать твоему личному интересу.
Незаметную подчас, но важную работу делал учебный офис вместе с академическим руководителем программы. Наверное, об этом чаще всего не спрашивают, когда выбирают, куда идти учиться. Но кроме благодарности мне хотелось бы отметить, что всему написанному выше гораздо меньше было бы возможностей радоваться, если бы трудности организации учебного процесса заметны были бы его основным участникам – студентам и преподавателям. По-моему, учебный офис делал все возможное, чтобы минимум бюрократии касалось нас, а академический руководитель программы всегда готова была помочь в содержательных вопросах о траектории образования и сориентировать в мире научного сообщества.
Если вам действительно интересна философия, то в Вышке вы сможете найти и внимательных наставников, и добрых критиков, и среду друзей и единомышленников. Я сама не хотела бы терять блага такого научного общения и потому планирую продолжать обучение в аспирантуре НИУ ВШЭ.
Кирилл Мартемьянов
"Окончив месяц назад магистерскую программу «Философская антропология», я могу с уверенностью сказать, что двухлетний опыт обучения на ней обогатил меня интеллектуально и вместе с тем укрепил психологически.
Так уж вышло, что свой интерес к философии (и свою расположенность к академической жизни вообще) я осознавал довольно долго – параллельно с процессом внутреннего созревания. Только на третьем курсе бакалавриата журфака МГУ я начал робко – а затем все смелее и настойчивее – изучать программу философского факультета через погружение в важнейшие тексты западной и русской мысли. Через два года я стал студентом-магистрантом философского факультета НИУ ВШЭ.
С первых недель обучения меня приятно удивила требовательность преподавателей к студентам и вместе с тем отношение к ним как к равным себе собеседникам. В подобной атмосфере – похожей на ту, что царила в беседах Сократа с гражданами Афин – столь же остро сознаются несовершенство и незрелость собственной мысли, сколь и желание себя превзойти, дорасти (когда-нибудь) до уровня тех авторов, мысль которых позволяет сменить автоматизм обыденной жизни на вопрошание, разглядеть в «само собой разумеющемся» проблематичное.
Помню, что крайне важной в психологическом плане для меня оказалась реакция Н.И. Ищенко (она вела у нас семинары в рамках курса «Философская антропология») на первое написанное мной в стенах «Вышки» эссе. Ее положительный отзыв и содержательная внеурочная дискуссия со мной дали тот необходимый отклик извне, с помощью которого я смог преодолеть свое изолированное состояние чужака.
Отдельное спасибо хочу сказать О.А. Жуковой – руководителю программы и моему научному руководителю в течение двух лет обучения. Она стала для меня настоящим наставником. Именно благодаря ее помощи и вниманию я смог довольно быстро (учитывая свой нефилософский бэкграунд) войти в академическую жизнь – участвовать в конференциях, работать над собственными статьями и заниматься переводами философских текстов".
© Кирилл Мартемьянов
Академический руководитель
Школа философии: Доцент