Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Не пропускайте интересные для Вас мероприятия в мире науки
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С.
М.: Кучково поле, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Как ты попала на факультет гуманитарных наук?
Я закончила Санкт-Петербургский педагогический университет им. А.И. Герцена, но учителем не стала. Поработав пару лет секретарем и менеджером, заскучала. После двухгодичной программы переквалификации кадров в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения начала работать на радио и ТВ.
Так или иначе, моя профессиональная деятельность была связана со словом и звуком в разных форматах: новости, озвучивание рекламы, диджейские подводки и записи телеведущего в студии, репортажи и интервью, редактирование своих и чужих текстов. Позже я работала журналистом в сфере культуры и писала статьи о выставках, кино, книгах.
Со временем, и, возможно, с возрастом, мне захотелось перейти к более сложной работе со словом, к созданию художественного текста – прозы. Первые рассказы я написала на литературных курсах и вошла во вкус.
Когда я услышала, что идет набор на новую программу «Литературное мастерство» в ВШЭ, сразу загорелась. Однако конкуренция была высока, и с первого раза мне поступить не удалось. Неудача не остановила меня.
Я понимала, что системное литературное образование в среде единомышленников – это то, что нужно, это другие горизонты и другой уровень понимания текста.
Я поступила на второй набор.
Таким образом, решение учиться на факультете гуманитарных наук – для меня осознанный и логичный шаг. Только тексты стали длиннее. Кроме того, я люблю учиться, бросать вызовы самой себе.
Расскажи, что было самым запоминающимся за время учебы?
Запоминающегося было много, но, безусловно, наш второй выпуск программы «Литературное мастерство» войдет в историю как карантинный, завершенный в период пандемии.
И все же я с удовольствием вспоминаю и нашу поездку на первом курсе в Мураново, в усадьбу Тютчева, и насыщенные мастер-классы по прозе с российскими изарубежными литераторами и критиками: Д. Быковым, О. Славниковой, Е. Некрасовой, П. Алешковским, Л. Данилкиным, Л. Обориным, Г. Юзефович, С. Гандлевским, К. Мелвиллом (США), А. Махмутовичем (Швеция).
Интересной и полезной стала первая в России международная конференция «Теории и практики литературного мастерства», посвященная изучению CreativeWriting (творческое письмо) как академической дисциплины, с рассмотрением разных подходов и привлечением специалистов из России, Великобритании и США.
И, конечно, незабываемый финальный семестр, проведенный по обмену в Италии, в венецианском университете Ca‘Foscari. Эти полгода стали для меня уникальным опытом проживания и обучения в чужой стране на английском языке с итальянским колоритом – в драматичный период пандемии, охватившей весь мир и заставляющий переосмыслить многие вещи. И несмотря на это – продолжать учебу, держать внутренний баланс, сдавать экзамены, писать и защищать диплом.
Защиты в Zoom, как ни странно, прошли увлекательно. Поскольку в качестве диплома мы защищали прозу – сборники рассказов, повести и фрагменты романов, я ощущала себя, как в кинозале на длинном фестивальном кинопросмотре: было любопытно слушать выступления однокурсников, отзывы академических руководителей и рецензентов, обсуждение комиссии. Все прошло живо и энергично.
Какие самые полезные знания и навыки ты получила за время учебы?
Думаю, самое важное – теперь я смотрю на любой текст комплексно и непредвзято, принимая во внимание, прежде всего то, как он сделан – независимо от эмоциональной составляющей: нравится или нет. Это такой особый экспертный взгляд, проникающий во все слои текста.
Можно сказать, мы приобрели профессию профессионального литератора широкого профиля с хорошей филологической базой.
Умение анализировать текст очень полезно для создания собственной прозы, хотя во многом, это процесс для меня интуитивный, пусть и не исключающий создание прочной структуры, на которой все держится.
Я приобрела навык написания текста в самых разных видах: создание сценария, критической статьи, эссе, сравнительного анализа авторского оригинала прозы и его экранизации, комикса, нарративной игры, и, конечно, малых и больших литературных жанров: рассказа, повести и романа.
Расскажешь о своих планах после выпуска?
Самое актуальное – вернуться домой. Я все еще нахожусь в Италии, и с одной стороны, у меня есть время подумать, что делать дальше, а с другой – ощущение застревания, отсутствия контроля над ситуацией ограничивает, призывая ничего не планировать.
Самое важное – дописать роман, фрагмент которого я защищала в качестве диплома. И я не исключаю возможности продолжения обучения в аспирантуре.
Будешь ли скучать по Вышке, по преподавателям, сокурсникам?
Конечно, буду. И прежде всего, по атмосфере, по пространству свободы и эксперимента, в котором ошибки – норма, по познанию нового и себя в этом процессе.