• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Сотрудники ФГН приняли участие в VIII Московской международной Платоновской конференции

27 ноября состоялась VIII Московская Платоновская конференция, организованная Платоновским исследовательским научным центром кафедры источниковедения ФАД и Философским факультетом РГГУ. С докладами выступили старший научный сотрудник ИГИТИ Александр Русанов и старший научный сотрудник НУЛ трансцендентальной философии Татьяна Левина.

Сотрудники ФГН приняли участие в VIII Московской международной Платоновской конференции

José Luis Filpo Cabana

Русанов Александр Витальевич
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): старший научный сотрудник

«Сладостная и крепкая цепь благоделания»: морально-политическаяфилософия инфанта Педру, герцога Коимбры (1392–1449), и ее истоки.

В докладе анализируется система морально-политической философии, изложенная в португальском трактате «Книга о доблестном благодеянии» (O Livro da Virtuosa Benfeitoria, конец 1410-х – начало 1430-х годов). Трактат написан инфантом Педру, герцогом Коимбры(1392–1449), в соавторстве со своим духовником доминиканцем Жуаном Вербой.

Можно выделить три группы ключевых источников трактата. К первой относятся тексты античной традиции — моральные и политические сочинения: Аристотеля (в переводе кастильского гуманиста Алонсо из Картахены (1381–1456)), Платона (на основе средневековых компиляций), а также Цицерона и Сенеки (изначально текст создавался какперевод его трактата «О благодеяниях», но значительно отошел от первоисточника). Вовторую группу входят произведения отцов церкви, из которых в тексте наиболее заметновлияние бл. Августина. Наконец, третью и важнейшую группу составляют средневековыетрактаты о светской власти: De regimine principum Фомы Аквинского (также многочисленны отсылки к «Сумме богословия»), одноименный трактат Эгидия Римского и Summacollationum Иоанна Валлийского.

В трактате описана «сладостная и крепкая цепь благоделания», которая иерархическисоединяет и скрепляет всех членов сообщества друг с другом и с Богом. В данной концепции ряд исследователей видит явное влияние Ареопагитик. Она позволяет Жуану Вербе и Педру описать идеальное правление как сочетание добродетелей с «совершением благодеяний», благоделанием, являющимся проявлением воли человека. Особоевнимание уделяется добродетелям щедрости и благодарности, чьи описания основанына «Сумме богословия» (ii-ii.101–102). Щедрость показана как основа всей цепи благодеяния: именно она обеспечивает справедливость дарования благ каждому человеку. Из-заэтой добродетели государи стоят ближе к Богу в моральной иерархии, являясь посредником между Ним и своими подданными, которые в ответ на великодушие должна являть такую добродетель, как благодарность. Две эти добродетели скрепляют политическоесообщество (politica comunydade). Разумные члены этого сообщества создают «моральнополитическую связь» (aliança politica e moral), отличную как от духовной связи божественной любви, так и от естественной связи родственных чувств. Эта связь обеспечиваетсяпредставлением об общем благе и благоразумием, и без нее, согласно Аристотелю, человек существовать не может.

Таким образом, в трактате выстроена моральная система описания идеального управления государством, основанная на оригинальной интерпретации широкого круга античных и средневековых философских и богословских произведений. Данная система активно применяется авторами для описания и понимания политической реальности — в томчисле и в практических советах государю, составляющих значительную часть книги.

Левина Татьяна Владимировна
Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии: Старший научный сотрудник

«За бортом абсолюта»: авангардный платонизм.

В своем трактате по супрематизму (1922) Казимир Малевич критикует трансцендентализми противопоставляет его трансценденции. В сознании человека, пишет он, разворачивается «мир представлений», отличающихся от «мира природных явлений». Назвав себя «венцом Божественного творения», человек сам захотел творить и, мысля, противопоставил себя немыслящей природе. Творя мир вокруг себя, человек «вывел себя из Божественного творения», из абсолюта. Тщась творить, ускоряя свои орудия, человек пытается вернуться к Богу, «как будто соскользнул и выскочил за борт абсолюта». Малевич критическиотносится к трансцендентальной парадигме, так как, по сути, оказывается платоником.

Павел Флоренский также критикует трансцендентализм — по времени это предшествуетМалевичу. Флоренский рассматривает Канта укорененным в «человеческой» перспективе и противопоставляет его Платону. Предложение Флоренского, как и позже Малевича,состоит в том, чтобы вернуть трансцендентное, вернуть человеку тот путь, когда Кантостался «за бортом абсолюта». Если мы сравним работы по эстетике Флоренского и потеории нового искусства Малевича, то увидим, что оба автора критикуют иллюзионистичность перспективы и европейской живописи. Флоренский продолжил концепцию«обратной перспективы» в иконописи. Малевич утверждал, что никогда авангардисты«не боролись против народного искусства и против иконописцев», что его соратники, наоборот, чувствовали теснейшую связь с иконой. Также известно, что и Флоренский, и Малевич преподавали в художественных институтах (ГИНХУК и ВХУТЕМАС), занималисьработой по охране культурного наследия после революции 1917 года — правда, с разныхсторон и оба недолго. Их круги общения соприкасались.

В теоретических работах по метафизике и искусству позиции Малевича и Флоренскогосближаются, так как оба были платониками. Флоренский красноречиво и отчетливо формирует свою позицию во многих работах, Малевич, напротив, косноязычно и без референций. Тем не менее, Флоренский критикует супрематизм, сравнивая его действие с магическим. Таким образом, важно сопоставить две эти фигуры в их различных ипостасяхдля того, чтобы выявить черты, присущие эпохе революции.

Программа конференции доступна по ссылке
Тезисы доклада см. в сборнике материалов конференции.