• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исламская археография в Крыму: доклад Ильи Зайцева

17 марта состоялся очередной «Кросскультурный семинар» проектной группы «Кросскультурные взаимодействия: мусульмане в России» (руководитель — О.Ю. Бессмертная), на котором выступил гл.н.с. ИКВИА ВШЭ И.В. Зайцев с докладом «Исламская археография в Крыму от Российской империи к Советскому государству: Как исламские лидеры и советские ученые собирали и изучали рукописи крымских мусульман».

Исламская археография в Крыму: доклад Ильи Зайцева

thisisbossi @ Creative Commons

В своем докладе И.В. Зайцев показал, что археографическая работа, понимаемая им как целенаправленный сбор, обеспечение сохранности и изучение рукописного наследия (в данном случае, исламского), и которую у нас зачастую связывают преимущественно с успехами российского академического востоковедения и советскими достижениями в национальной и культурной политике 1920‑х годов, в Крыму началась задолго до установления Советской власти на полуострове в ноябре 1920 г. Ее истоки были связаны с эпохой независимости Крымского ханства. Деятельность И. Гаспринского и близких к нему представителей духовенства, которых принято называть джадидами, стала началом внедрения европейских идей и методик в этой области. Массовое краеведческое движение 1920‑х годов и политика коренизации этот процесс ускорили, дав впечатляющие примеры сотрудничества мусульманских лидеров (Якуб Кемаль) и местных ученых (У.А. Боданинский) с российскими востоковедами (В.А. Гордлевский, И.Ю. Крачковский, Н.К. Дмитриев). Массовый террор 1930‑х годов и депортация крымских татар в 1944 г. убили всякую возможность продолжения этой работы, надолго отбросив крымскотатарскую археографию далеко назад.


Кросскультурный семинар