• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
3 декабря, 16:00
13 февраля 2023 – 15 февраля 2023
Прием заявок до 24 декабря 2022 г. 
3 марта 2023 – 4 марта 2023
Прием заявок до 5 февраля 2023 г. 
Книга
Очерки истории христианских цивилизаций : в 2 т. Т. 2 : От арабских завоеваний до крестовых походов (VIII‒XI вв.)

Муравьев А. В., Кобищанов Ю. М., Кораев Т. К. и др.

Т. 2: От арабских завоеваний до крестовых походов (VIII‒XI вв.). М.: РОССПЭН, 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3
45 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2
13 бюджетных мест
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2
15 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/15
35 бюджетных мест
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3
45 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2
19 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

"Философия содержит знания, которые помогают критически мыслить"

Александр Мельников - выпускник бакалаврской программы «Философия» (2020). После выпуска Александр сразу же продолжил учиться по Единому треку обучения «магистратура-аспирантура» на магистерской программе «Философская антропология». Студент 3 курса ФГН Никита Животов встретился с Александром и узнал, чем его так привлекла философия, и какие у него дальнейшие исследовательские и жизненные планы.

Александр Мельников

Александр Мельников

Александр, скажи ты всегда хотел заниматься философией? Как у тебя появился к ней интерес?

Нет, я не всегда хотел заниматься философией. Осознанный интерес к ней у меня появился в 10 классе. Я любил практически все предметы – от литературы до алгебры. И когда передо мной встал вопрос о выборе университета, я испытал шок. Необходимо было выбрать какое-то одно направление, и оно должно было быть «самым важным». В тот момент самым важным для меня было ответить на общезначимые вопросы: о предназначение, о справедливости и о Боге. Именно тогда я понял, что хочу заниматься философией. На тот момент я уже стал призёром олимпиады по обществознанию, что предоставляло мне возможность свободно поступить на любой гуманитарный факультет. И когда я осознал, что хочу связать жизнь с философией, я просто реализовал эту возможность.

Я считаю, что очень важно искать ответы на общезначимые вопросы, но нельзя забывать и о перспективах в реальной жизни. Какими ты их видел в контексте философской деятельности?

При поступлении, конечно, как и у всех, у меня были свои ожидания и амбициозные планы. Они касались написания философских работ, как строго научных, так и художественных. Ведь писать я начал ещё со школы. Сейчас я также стараюсь реализовывать оба этих направления, так как считаю их тесно связанными друг с другом. Но понятно, что ты сейчас меня спрашиваешь не об этом, а о том, кем я хотел работать. И замечу, что этот вопрос чаще всего задают студентам философского факультета. Я уверен, что философия может быть реализована в преподавании, так как содержит в себе знания, которые помогают критически мыслить и нестандартно подходить к рассмотрению действительности.

Я понял, что твои планы при поступлении были очень амбициозными. Кто из преподавателей поспособствовал их реализации?

Разумеется, это мои научные руководители: Елена Григорьевна Драгалина-Черная и Алексей Анатольевич Глухов! Я был счастлив, когда они согласились работать со мной. Это люди, которые сохраняют живой подход к тому, что они делают и заряжают этим учеников. Так же они поощряют исследовательскую свободу, но не из серии «делай, что хочешь», а сопровождают и вместе с тобой ищут ответы на вопросы. В процессе обучения порой встречаются, по-моему мнению, не нужные дисциплины, которые заставляют задуматься над вопросом «а не умерла ли философия?». И в этот момент очень важно услышать преподавателя, слова которого помогут не разочароваться в том, что ты делаешь, а мотивирует тебя на работу. Одним из таких преподавателей, для меня, стал Порус Владимир Натанович. Он удивительный человек, совершенно самобытный, уникальный, с самостоятельным оригинальным подходом к философии. Своим отношением к работе он показывает, что то, чем мы занимаемся – это действительно важно. В ВШЭ таких преподавателей множество и их имена можно перечислять бесконечно.

Были ли такие преподаватели, которые поменяли твоё представление о философской деятельности?

Да, безусловно, на мои представления влияли многие преподаватели. К примеру, очень сильное впечатление оставила Немецкая классическая философия на 3 курсе, которую вели Петр Владиславович Резвых и Мария Юрьевна Кречетова. Я считаю, что именно из-за этого курса я увлекся практической философией. Данный курс позволил мне избавиться от моей воздушной картины мира. Я осознал, что этическая постановка вопроса сложнее, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего, она подразумевает работу мысли и рациональность, а также умение законодательствовать самому себе. Я ощутил, насколько важен строгий и самодисциплинирующий подход к практике и, соответственно, практической философии. Именно тогда я и понял, чем хочу заниматься. Вообще, я думаю всё зависит от студента, от того сколько самого себя он привносит в то, что он делает и в то, что пытается понять. С самого начала на программе предоставляется большой выбор тем, с которыми можно работать и обозначается проблематика. А дальше всё определяет студент. Когда я понял, что область моих интересов находится в практике, то ушёл в политическую философию.

Поделись секретом, каким образом ты достигаешь хороших результатов в учёбе, что в твоём понимание самое главное?

Мне, кажется, самое главное уметь задавать вопросы, ставить перед собой проблему. Это помогает упорядочить информацию, которая шквалом обрушивается на тебя. Но, обязательно, нужно чтобы тебя эта проблема очень сильно беспокоила. Тогда ты относишься ко всему, что тебе преподают, не просто как к некоторому набору продуктов, которые нужно переварить и запомнить, а как к тому, что тебе действительно помогает. Сначала это могут быть такие вопросы, ответы на которые кажутся очень сложными, но со временем понимание изменится, и сущность того, что ты исследуешь, станет более понятной. Такой подход, в принципе, не только помогает получать удовольствие от процесса, но ещё и помогает видеть какие-то необычные вещи. Например, необычные связи, которые раньше никому не приходили в голову и даже не планировались автором того трактата, который ты читаешь. Такое индивидуальное исследование, мне кажется, даёт не только бесценный опыт, но и новые ориентиры.

Расскажи, пожалуйста, а что исследуешь ты?

Сейчас я занимаюсь свободой слова. А в более общей перспективе я изучаю то, как история и теоретические основы либерализма соотносятся с практикой. Мне кажется, это одна из важнейших тем на сегодняшний день, которая нуждается в прояснении. Ведь представления людей очень сильно расходятся с теми, которые можно найти в обоснованиях либеральной теории. Во многом эти недопонимания драматичны для современного общества, парадоксальны, а значит, появляется место для исследования. Проясняя теоретические основы и принципы, я могу увидеть, во-первых, как формировался либерализм, а во-вторых, как в нем работают различные общественные инструменты, например, уже упомянутая мной свобода слова. Абсолютизируя и идеализируя это понятие, мне кажется, мы заманиваем себя в ловушку, выход из которой и должен искать исследователь. На мой взгляд, есть довольно отчётливые параллели между философией языка и политической философией, то есть между границами высказывания и действия. Очевидно, что действия не могут быть так же свободны как мнения и переходить беспрепятственно одно в другое.

Я знаю, что после окончания бакалавриата ты решил продолжить своё образование и выбрал единый трек «магистратура плюс аспирантура». В чем заключаются особенности этой траектории?

На данный момент концепция пока формируется, ведь это новый трек. Однако, отчётливо видно, что к магистрантам более серьёзное отношение, чем к студентам бакалавриата. Усилилось взаимодействие с преподавателями аспирантуры, с аспирантскими курсам. Вместо факультативных дисциплин теперь необходимо выбирать как минимум одну аспирантскую дисциплину. Всё стало по-настоящему. С нами разговаривают, как с совершенно взрослыми людьми, которые уже ведут исследования, и которым необходимо помогать. Всю помощь оказывают мои научные руководители, которые у меня, на курсе современной этической теории и практики, совершенно потрясающие. Они снабжают меня всей необходимой литературой и людьми, которые могут помочь, а также уделяют огромное количество времени, помогая в разработке концепции статьи, которую мы должны будем опубликовать в следующем году. Проводя такую работу, я чувствую себя человеком, по настоящему включённым в общее исследовательское поле.

Мне кажется, что единый трек «магистратура плюс аспирантура» накладывает на магистранта такую большую ответственность. Не переживаешь за то, что что-то может пойти не так?

Абсолютно не переживаю. Я изначально собирался осуществить полный цикл. А то, что у меня не будет никаких перерывов в работе между магистратурой и аспирантурой, только положительно повлияет на итоговый результат. Ведь я все эти годы буду находиться в одном и том же научном поле и чувствовать, что вся моя жизнь пронизана единой идеей. С самого начала в меня уже вкладывают силы, растят, так сказать, стараются мне помочь с исследованиями. Это бесценно. В ответ я просто должен качественно делать свою работу. И тогда, рисков я никаких не вижу.

Значит, ты уже задумывался об аспирантской части своего трека. Например, о том, где ты будешь стажироваться, о теме своей диссертации.

О стажировке я пока не думал. Считаю, что надо, всё-таки, жить в сегодняшнем дне. Но, безусловно, когда придёт время, я буду думать и о стажировке – она же есть неотъемлемая часть моего трека. Сейчас меня больше интересует концепция статьи, которую мы разрабатываем, и её дальнейшая публикация. Ведь это работа как раз и станет теми планомерными шагами, которые приведут меня к диссертации. Вообще, всё то, что я делал в последние два с половиной года, мне кажется, связано с проектом диссертации. У меня за это время появилось комплексное видение той базовой проблематики, с которой будет связана моя работа. Та литература, которую я читаю, и тексты, которые я пишу, то есть всё то, что я сейчас осваиваю, логически приведут меня к её теме.

А как насчёт английского языка. Согласен ли ты с тем, что его уровень нужно постоянно повышать. Ведь литература, которую необходимо читать, зачастую издана на иностранном языке?

За время учёбы я привык к тому, что нужно много читать и говорить на иностранном языке. И этот факт не вызывает у меня никаких проблем. Главное, чтобы то, что ты читаешь, было тебе интересно. Но, безусловно, я соглашусь с тем, что изучение английского языка теперь необходимость. Но владеть в совершенстве, мне кажется, лучше родным языком.

Можешь ли ты дать какие-нибудь советы абитуриентам и студентам?

В первую очередь, надо чётко понимать, что философский факультет, совсем не то место, где за тебя всё решат или сделают. Чтобы учиться на этом факультете необходимо иметь достаточные стимулы для того, чтобы самостоятельно себя реализовывать. Ведь философия является не ремеслом, а, скорее, искусством. Она требует самостоятельной ориентации в мире, критического осмысления себя и своего места в нем. Поэтому хочу дать совет всем тем, кто захочет связать свою жизнь с философией, прежде очень хорошо подумать. И оценить то, насколько вы, действительно, хотите заниматься философией или, может быть, было бы проще выбрать более очевидную в своих практических следованиях дорогу.

 


Беседовал Животов Никита (ОП «Философия», 3 курс)