• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Литература в нашем понимании — это не башня из слоновой кости, в которой ты сидишь и пишешь в вечность, это отчасти медиа"

Литературный критик Галина Юзефович уже много лет преподает в Вышке, а с этого года становится профессором ВШЭ. В интервью «Вышке для своих» Галина Леонидовна рассказала о преподавании на магистерской программе «Литературное мастерство», современной литературе и студентах.

Галина Юзефович

Галина Юзефович
Фото: Даниил Прокофьев

"Я очень давно и довольно много преподаю в магистратуре «Литературное мастерство». И в какой-то момент моим коллегам Майе Кучерской и Марине Степновой, которые курируют эту магистратуру, стало проще иметь меня в качестве штатного сотрудника, а не приходящего." - рассказывает Галина Леонидовна.

"Моя позиция называется «профессор практики». Это значит, что меня на нее взяли не за мои (весьма скромные) научные достижения, а за то, что я практикующий специалист в своей области — литературный критик, публичный спикер и так далее. И именно это дает мне право преподавать, тем более что читаю я не в строгом смысле слова академические дисциплины, а курсы, в значительной степени завязанные на практику. Поэтому, если я перестану сама делать то, что делаю (главным образом писать и говорить о современной литературе), я дисквалифицируюсь и утрачу свою ценность, для университета в том числе.

В магистратуре я веду два больших курса. Новых курсов пока не будет, но старые посвящены современному литературному процессу, а это значит, что они постоянно меняются. Каждый год мы рассматриваем ситуацию, которую имеем на этот год. Соответственно, этот курс просто по определению не может быть статичным: он дорабатывается фактически в режиме реального времени.

Допустим, если мы видим свежую тенденцию к упадку литературных премий, у нас появляется новый смысловой блок про то, что не так с литературными премиями. Если мы видим новую интересную тенденцию в литературной критике, которая сформировалась за год, мы тоже о ней говорим. Кроме того, мы каждый год разбираем со студентами книги, и мне важно, чтобы это были свежие книги. Соответственно, набор книг каждый год меняется.

Литература в нашем понимании — это не башня из слоновой кости, в которой ты сидишь и пишешь в вечность, это отчасти медиа. Это занятие, которое предполагает, что ты откликаешься на то, что происходит вокруг тебя. Ты должен понимать, в каком мире ты живешь и о чем думают твои современники, что они пишут, в какую сторону они копают. И все-таки для этого нужен определенный уровень знаний.

Если человек идет в магистратуру «Литературное мастерство», это значит, что, скорее всего, он хочет писать и у него уже есть набор практических задач. Если мы начнем ему преподавать русскую литературу от «Слова о полку Игореве», то это значит, что в имеющееся в нашем распоряжении количество часов мы даже близко не сможем впихнуть решение практических задач, которые стоят перед человеком. А если человека интересует филология как таковая, как наука, как сфера знаний, он идет не к нам, а в другую магистратуру."

Современный писатель — это человек, который живет сегодня, который понимает, что происходит в литературе, что читают, что пишут, о чем говорят.