Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Чернавин Г. И., Хан Е. И., Стенина М. В. и др.
СПб.; М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.
Кукулин И. В., Липовецкий М. Н.
Редакция журнала "Новое литературное обозрение", 2022.
Под науч. редакцией: А. В. Вдовин
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
На базе факультета гуманитарных наук успешно функционирует Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.. Лаборатория реализует различные проекты и факультативы, посвященные театру. Подробнее о них рассказывает заведующая Лабораторией, заслуженный учитель РФ Евгения Абелюк.
Евгения Абелюк, Заведующая Лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
Студенты работают у нас в очень разных проектах. Например, занимаются театром времени Оттепели. Собирают статьи о спектаклях, комментируют их и выкладывают в сеть. Причем это не только русскоязычная пресса, но и отклики зарубежных критиков на спектакли российских режиссеров - ребята переводят статьи с немецкого, английского, французского, итальянского языков.
Есть проект, занимаясь которым, можно работать в архиве с документами, в том числе стенограммами обсуждений спектаклей. Это поразительно интересные тексты, своего рода пьесы; читаешь их - и словно оказываешься свидетелем обсуждений, часто яростных споров. Иногда это стенограммы приемки спектаклей - они показывают, как работала в это время театральная цензура.
Занимаются наши студенты и чтением уже написанных театральных мемуаров, извлекают информацию из дневников, размещенных на ресурсе ПРОЖИТО.РУ. Есть проект, участники которого сами берут интервью. В марте, например, наши студенты поговорили с историком кино Н.И.Клейманом (Мария Чванова), с режиссером и писателем М.Г. Розовским (Вероника Михайлова). А вчера у нас была общая беседа - вся группа брала интервью у замечательного учителя литературы Н.А. Шапиро. Она рассказывала нам, на какой оттепельной поэзии росла, что значил для нее журнал "Юность" и о многом другом. Участники наших проектов разговаривают не только с делателями культуры, но и с зрителями и читателями. И как видите, не только с театральными людьми. Дело в том, что театр в наших проектах рассматривается в контексте культуры.
Постепенно у нас собирается серьезный цифровой архив. Знаю, что к нему обращаются и специалисты.
Но это, конечно, далеко не все наши проекты - есть и многое другое. Например, есть группа, участники которой изучают телетеатр оттепельного времени.
Создается сводная цифровая театральная афиша эпохи Оттепели. Выкладываются в сеть номера журнала "Театр", причем с аннотациями. Изучаются объединения театральных фанатов, так называемые "театральные фирмы"; С конца 1960-х они существовали рядом со многими ведущими столичными театрами. Это и Таганка, и Ленком, и Большой театр, и Театр им. Моссвета, и Вахтанговский, но и это не все.
Я много говорила об Оттепели. У нас есть и другие проекты. Например, делается цифровой комментарий к произведениям литературы (в том числе драматургии) 1920-х годов. Если получится сделать работающую модель такого цифрового комментария, можно будет использовать ее для искусства самого разного времени.
Занимаются у нас студенты и современным театром - пишут рецензии и публикуют их на специально созданной странице - получается театральный путеводитель, которым можно пользоваться.
Дважды на основе собранных в архиве материалов мы со студентами ставили спектакли: один рассказывал о судьбе запрещенного цензурой спектакля по стихам А. Вознесенского «Берегите ваши лица», другой - о поэтических чтениях 1958-1961 года у памятника Маяковскому в Москве. Думаю, такие проекты у нас еще будут.
Сотрудники нашей лаборатории ведут и регулярные занятия для студентов: семинары, майнор «Театр с нуля», руководят курсовыми работами и дипломами, ведут летнюю практику. Студентов у нас много, и мы всегда рады новым людям!
Подробнее об одном из самых популярных майноров для студентов можно почитать в статье «Бесконечно провоцирующая атмосфера»: как студенты разных факультетов Вышки изучают театр».
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Заведующий лабораторией