• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ко Всемирному дню театра

Ко Всемирному дню театра

© Image by bigter choi from Pixabay

На базе факультета гуманитарных наук успешно функционирует Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.. Лаборатория реализует различные проекты и факультативы, посвященные театру. Подробнее о них рассказывает заведующая Лабораторией, заслуженный учитель РФ Евгения Абелюк.

Евгения Абелюк, Заведующая Лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Студенты работают у нас в очень разных проектах. Например, занимаются театром времени Оттепели. Собирают статьи о спектаклях, комментируют их и выкладывают в сеть. Причем это не только русскоязычная пресса, но и отклики зарубежных критиков на спектакли российских режиссеров - ребята переводят статьи с немецкого, английского, французского, итальянского языков. 

Есть проект, занимаясь которым, можно работать в архиве с документами, в том числе стенограммами обсуждений спектаклей. Это поразительно интересные тексты, своего рода пьесы; читаешь их - и словно оказываешься свидетелем обсуждений, часто яростных споров. Иногда это стенограммы приемки спектаклей - они показывают, как работала в это время театральная цензура. 

Занимаются наши студенты и чтением уже написанных театральных мемуаров, извлекают информацию из дневников, размещенных на ресурсе ПРОЖИТО.РУ. Есть проект, участники которого сами берут интервью. В марте, например, наши студенты поговорили с историком кино Н.И.Клейманом (Мария Чванова), с режиссером и писателем М.Г. Розовским (Вероника Михайлова). А вчера у нас была общая беседа - вся группа брала интервью у замечательного учителя литературы Н.А. Шапиро. Она рассказывала нам, на какой оттепельной поэзии росла, что значил для нее журнал "Юность" и о многом другом. Участники наших проектов разговаривают не только с делателями культуры, но и с зрителями и читателями. И как видите, не только с театральными людьми. Дело в том, что театр в наших проектах рассматривается в контексте культуры. 

Постепенно у нас собирается серьезный цифровой архив. Знаю, что к нему обращаются и специалисты.

Но это, конечно, далеко не все наши проекты - есть и многое другое. Например, есть группа, участники которой изучают телетеатр оттепельного времени.

Создается сводная цифровая театральная афиша эпохи Оттепели. Выкладываются в сеть номера журнала "Театр", причем с аннотациями. Изучаются объединения театральных фанатов, так называемые "театральные фирмы"; С конца 1960-х они существовали рядом со многими ведущими столичными театрами. Это и Таганка, и Ленком, и Большой театр, и Театр им. Моссвета, и Вахтанговский, но и это не все. 

Я много говорила об Оттепели. У нас есть и другие проекты. Например, делается цифровой комментарий к произведениям литературы (в том числе драматургии) 1920-х годов. Если получится сделать работающую модель такого цифрового комментария, можно будет использовать ее для искусства самого разного времени. 

Занимаются у нас студенты и современным театром - пишут рецензии и публикуют их на специально созданной странице - получается театральный путеводитель, которым можно пользоваться. 

Дважды на основе собранных в архиве материалов мы со студентами ставили спектакли: один рассказывал о судьбе запрещенного цензурой спектакля по стихам А. Вознесенского «Берегите ваши лица», другой - о поэтических чтениях 1958-1961 года у памятника Маяковскому в Москве. Думаю, такие проекты у нас еще будут.  

Сотрудники нашей лаборатории ведут и регулярные занятия для студентов: семинары, майнор «Театр с нуля», руководят курсовыми работами и дипломами, ведут летнюю практику. Студентов у нас много, и мы всегда рады новым людям!

Подробнее об одном из самых популярных майноров для студентов можно почитать в статье «Бесконечно провоцирующая атмосфера»: как студенты разных факультетов Вышки изучают театр».

Всемирный день театра отмечается 27 марта ежегодно с 1961 года.