• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вдохновляя будущих исследователей: ФГН провел VIII Летнюю историко-филологическую школу

ЛИФШ проходила в учебном центре «Вороново» с 20 по 27 августа. Участниками стали ученики старших классов.

Вдохновляя будущих исследователей: ФГН провел VIII Летнюю историко-филологическую школу

Школа была организована факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися  в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

Отличительная черта ЛИФШ – создание академической университетской атмосферы. Это позволяет участникам Школы с первых дней ощутить себя студентами факультета гуманитарных наук Вышки, посещающими лекции и семинарские занятия, выполняющими домашние задания к следующим парам.

Екатерина Кудрявцева

Феликс Евгеньевич Ажимов, декан факультета гуманитарных наук:

Феликс Ажимов

«ЛИФШ — один из важных проектов факультета по работе с абитуриентами. Его отличительной чертой является то, что основную коммуникацию с участниками и абитуриентами осуществляют студенты и аспиранты школы филологии, истории, лингвистики и других гуманитарных профилей. Такой горизонтальный тип коммуникации способствует популяризации образовательных программ соответствующих Школ, делает их более привлекательными. Популяризация фундаментального гуманитарного знания, приобщение старшеклассников к академической среде и культуре совместного производства научного знания — одна из главных целей ЛИФШ».

Академическая программа структурно и образно напоминает индивидуальные учебные планы студентов университета. Это создается, с одной стороны, для учета интересов и потребностей потенциальных участников ЛИФШ, а с другой помогает каждому из участников формировать собственный учебный план, в котором присутствуют курсы по филологии, литературоведению, истории.

Маша Орловская, заместитель директора ЛИФШ:

Маша Орловская

«Мы стараемся привлечь к участию в Школе ребят, которые всерьез увлечены гуманитарными науками, и поэтому большую роль играет мотивационное письмо, в котором школьник описывает конкретную сферу своих интересов, свои достижения, раскрывает мотивацию участия в Школе. Нам важны не только научные, образовательные и олимпиадные достижения, но и любые другие - будь то публикация собственного комикса, создание книжного клуба или разработка видеоигры. То же самое касается нашего подхода к учебе — порой важнее не знать изначально, а уметь включиться в диалог, и в открытой публичной коммуникации прийти к пониманию той или иной темы, дисциплины или культурного концепта. Для меня ЛИФШ — в первую очередь про людей, которые искренне любят углублять свои знания в гуманитарных науках и расширять свой горизонт понимания».

Михаил Павловец, директор ЛИФШ:

Михаил Павловец

«ЛИФШ — это, безусловно, школа, но школа не только для слушателей, но и для всех участников, в том числе и для меня. Мы учимся не только быть носителями эксклюзивного знания, но и доносить его до мотивированной, однако все-таки юной аудитории, а также - учимся этому друг у друга, учимся слушать и слышать друг друга, договариваться, совершать неизбежные и полезные ошибки, принимать - и исправлять их».

Летняя историко-филологическая школа и ее академическая программа выстраиваются таким образом, чтобы каждый ее участник смог пройти своего рода углубленную профориентацию в области филологии, истории, социологии литературы, исторической антропологии, определить интересные для себя темы и искать те точки академического знания в этих областях гуманитарных наук, которые помогут сформировать траекторию своего дальнейшего развития. Именно в дискуссиях с преподавателями семинарских курсов, лекторами и общении с единомышленниками формируется собственный паттерн узкопрофильного академического развития, который каждый может приложить к своему будущему в рамках университета. Эти ценности — высказывание «своими словами» и стремление к формированию академического знания как продукта совместного диалога между участниками горизонтальной коммуникации — являются неотъемлемой частью Вышки и чемпионата сочинений «Своими словами».

Екатерина Евзельман, участница ЛИФШ:

«ЛИФШ вернула меня в академический дискурс. Участие в Школе замотивировало меня на дальнейшую учебу, участие в различных конференциях и в целом на некоторую научную деятельность. Эта Школа отличается от других тем, что ее главная цель - это ознакомление с наукой. Здесь можно обрести единомышленников, которые разделяют твои идеи, взгляды и цели, готовые также воплощать свои идеи в жизнь - и именно в этом для меня заключается основная ценность ЛИФШ».

 

 

Полина Чуприкова, участница ЛИФШ:

«ЛИФШ для меня — одно из самых важных событий за год уже третий год подряд. Здесь я заново влюбляюсь в филологию и вспоминаю, как здорово учиться чему-то новому рядом с людьми, которым это также интересно. ЛИФШ помогает осознать, что твои академические интересы могут быть очень разными и могут меняться; дарит много-много вдохновения и желания изучать, читать и обсуждать; сочетает в себе занятия на темы от готского языка и средневековых саг до современной поэзии и даже истории медицины. Главная же ценность ЛИФШ для меня — это люди: как мне кажется, вместе мы делаем этот мир намного светлее и прекраснее, и коммьюнити, рождающееся за эту неделю, живёт после окончания Школы ещё очень-очень долго».

Одна из особенностей ЛИФШ в том, что основными организаторами и преподавателями семинарских курсов являются студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Школы филологии, исторических наук, лингвистики. Эта дает каждому из них возможность попробовать себя в роли преподавателя, представить перед участниками итоги своих первых исследовательских работ, а также обсудить с ними перспективные направления развития разных областей гуманитарного знания. Для аспирантов это возможность не только приобрести лекторский опыт, но и познакомить участников с последними темами и трендами в гуманитарной науке, с разными передовыми методологическими техниками и оптиками изучения своего материала.

Валерия Рыбак, ведущая семинарского курса Культурная и социальная история позднего СССР (1953–1985):

«Каждая ЛИФШ это возможность стать участником  интеллектуального путешествия. Работа с младшими коллегами даёт много мотивации и сил на год вперёд. Мне кажется, что общими усилиями на ЛИФШ создано комфортное пространство для научного и творческого поиска. Всё участники учебного процесса находятся в живой дискуссии, где есть место и педагогическим экспериментам, и низовой инициативе самих школьников».

Глафира Солдатова, ведущая семинарского курса «Метамодернизм: произведение искусства в эпоху новой искренности»:

«Междисциплинарность ЛИФШ и возможность совмещения разных форматов работы, дает большую академическую свободу как преподавателям, так и участникам, без чего невозможно говорить о комплексных проблемах. Преподавание в ЛИФШ ценно для меня тем, что дискуссия с участниками семинара дает возможность посмотреть на интересующие явления с другой точки зрения, о которой я как исследовательница могла даже не догадываться. Итогом работы участников семинара о метамодернизме – современной культурной парадигме – стало не только знакомство участников с инструментами для исследования разных культурных форм, но и созданные ими всего за неделю художественные произведения, действительно прекрасные и вызывающие эмоциональный отклик».

 

За 8 лет проведения ЛИФШ через нее прошли множество школьников, многие из которых окончили бакалавриат и магистратуру факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и других ведущих вузов страны. В этом году ЛИФШ побила все рекорды предыдущих лет: более 100 участников из 20 регионов России - от Калининграда до Владивостока - приняли участие в летней школе. Они также поделились своими мыслями о том, что дала им ЛИФШ и в чем ее главная ценность.

Анастасия Дёмина, участница ЛИФШ:

«ЛИФШ помогла понять, что моё увлечение довольно узкой академической темой имеет огромную ценность, и я смогу развиваться в этом направлении в дальнейшем. Здесь люди меня понимают, а это уже счастье. Я думаю, что ЛИФШ уникальна своим подходом. Возможность получать знания университетского уровня - вот, что меня сильно порадовало. Спасибо большое всем, кто причастен к ЛИФШ! Это было супер».

 

Иван Ронин, участник ЛИФШ:

«Лично мне ЛИФШ помогла осознать, что у меня есть силы и интерес, чтобы в будущем всерьез заниматься гуманитарными науками. Теперь я уже не так сильно боюсь задавать вопросы, кажущиеся мне глупыми, и принимать конструктивную критику».

Ева Бородаенко, участница ЛИФШ:

«Участие в ЛИФШ много чем помогло мне. В первую очередь, он расширил мой кругозор: после всех семинаров и лекций мне стало казаться, что нет темы в мире, о которой я не знаю чего-нибудь. Помимо новых знаний Школа оставила много хороших воспоминаний: мы клеили коллажи, танцевали, кричали на тренингах по сценической речи. Мне кажется, что главная ценность ЛИФШ - взаимное уважение. Здесь понимают, что развиваться и идти вперёд можно только в комфортной среде. Преподаватели и ученики учатся сами и учат друг друга чему-то новому. Это по-настоящему магический опыт».

 

Лилия Констан, участница ЛИФШ:

«В этом году ЛИФШ, как и в прошлом, очень сильно помогла понять и определить вектор своего дальнейшего академического развития! Из наиболее практических примеров — буквально нашла себе научного руководителя на грядущий год, также получила на научной конференции полезные комментарии по поводу своей работы. Хочется еще отметить, что предложенные курсы и лекции замечательно составлены и разнообразны, а благодаря индивидуально подобранному образовательному треку позволяют глубже погрузиться в любимые темы. Конкретно такой модели распределения я не видела нигде больше. Очень привлекает то, что в Школе делается упор не на подготовке к олимпиадам или сдаче ЕГЭ, а на знакомстве с наукой и моделью университетского образования. ЛИФШ для меня выглядит именно так, как должно выглядеть замечательное место, помогающее реализовать научный потенциал учеников!»

Тамара Протасевич, директор по работе с одаренными учащимися:

Протасевич

«Проект “Расти с Вышкой”, в рамках которого реализуется ЛИФШ, ориентирован на школьников, проявивших выдающиеся способности, добившихся успехов в учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности. Безусловно ценно, что ЛИФШ открывает таким ребятам привлекательность творческой деятельности по получению нового знания и побуждает их к избранию научной деятельности как профессии.  Похвально, что факультет  гуманитарных наук  ушедшим летом  в рамках проекта  “Расти с Вышкой”   успешно провел еще одну большую школу для ребят, увлеченных гуманитарными    науками  - Летнюю  многопрофильную гуманитарную школу».

 

Летний сезон закончился, но команда ЛИФШ уже размышляет над подготовкой зимнего или весеннего образовательного интенсива для старшеклассников в стенах Вышки, поскольку производство научного знания в ходе коммуникации — процесс необходимый и постоянный.