Несколько слов о защите диссертации Вс. В. Золотухиным
В ходе состоявшейся защиты было апробировано применение методологической установки диссертанта, согласно которой теология есть часть интегрального гуманитарного знания, она представляет собой один из эпистемологических фокусов рассмотрения человека и общества.
Когда интеллектуал рассуждает о жизни и будущем религиозного сообщества, к которому он себя относит, а также о границах и проблемах принятой в сообществе картины мира, он — теолог. Когда он опирается на индуктивный метод, воздерживается от оценочных суждений в адрес изучаемых традиций и отказывается судить о религии исходя из истин катехизиса, он — религиовед. Когда же он, например, стремится понять, в чем корни всякой религиозности, он — философ религии.
Теология — это не только сугубо апологетическая область знания, оперирующая донововременными методами, которые были поставлены Кантом под существенный вопрос. Теология это в том числе знание об эпистемологической архитектонике религиозной доктрины и исследование особенностей ее внутренней связности. Теологией сегодня можно заниматься в совершенно светском ключе.
У теологии есть опции быть строгим знанием настолько же, насколько строгой может быть, к примеру, любая из гуманитарных дисциплин. Для этого она (как и философия) пользуется эмпирическими данными этих наук, затем стремясь корректно использовать их для выстраивания оспоримого теоретического обобщения. Только если философия обобщает для целей личного мировоззренческого поиска, то теология — для сохранения убедительности и цельности мировоззрения того религиозного сообщества, к которому она относится. В этой ситуации теолог может объективно приращивать знание. Золотухин смог обнаружить два подобных случая. О них можно прочесть по ссылке
У каждой конфессии, в каждой религиозной традиции теологии имеют свои, исторически сложившиеся границы, которые склонны со временем изменяться. Их изучение — белое пятно, и сосредоточение на нем способно привнести новые темы в интеллектуальную историю.