• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Критика — «парад-алле колкостей и острот»? Как студент-филолог Егор Шувалов покорил литературную премию

На сцене Большого театра в Москве состоялась церемония награждения лауреатов 22-го сезона литературной премии «Ясная Поляна», учрежденной музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics. Среди счастливых обладателей изящного слога — Егор Шувалов — студент 4-го курса ОП «Филология», начинающий кинокритик, постоянный автор журнала «Правила жизни» и просто человек с неиссякаемой страстью к слову.

Критика — «парад-алле колкостей и острот»? Как студент-филолог Егор Шувалов покорил литературную премию

Литературная премия «Ясная Поляна»

Егор был удостоен памятного приза и внеконкурсного места в Школе литературной критики 2025 года за рецензию «Урга — территория жестокости» на роман Леонида Юзефовича «Поход на Бар-Хото». Его текст, наполненный глубоким анализом и тонкой чувствительностью к авторскому стилю, был высоко оценен экспертами и стал ярким вкладом в спецпроект на портале «Год Литературы».
Мы поговорили с Егором о том, как любовь к слову превратилась в профессию, о тайнах мастерства критики и о том, какие горизонты он мечтает покорить в будущем.

Егор Шувалов

— В какой момент Вы заинтересовались литературной критикой?

Тёплой весной 2020 года, в разгар ковидного карантина, освободилось предостаточно времени на чтение — моё любимое занятие с четырёх лет. В интернете случайно наткнулся на архивы громокипящего журнала «Афиша», который вот уже четверть века учит жить со вкусом. Скачал подшивку и начал читать рецензии на фильмы, книги и музыку. Афишевская критика изрядно впечатлила: я читал выпускников филологических и философских факультетов, и рецензия на какой-нибудь альбом или фильм превращалась в стихотворение в прозе, грандиозный парад-алле колкостей и острот, выставку достижений словесного хозяйства, — это, если что, я пытаюсь подражать сгущëнности и изяществу письма моих любимых критиков. Задумался: а как это сделано? Потихоньку начал клепать рецензии сам, какое-то время писал в стол, то есть в свой телеграм-канал. Благодаря кинокритику Егору Москвитину, у которого я учился на курсе в Creative Writing School, попал в журнал «Правила жизни», куда пишу и по сей день, а также на Школу критики в Ясной Поляне. Так что «заинтересовался» — мягко сказано; не то чтобы я продал критике душу, но определённо потратил не один десяток часов за чтением старых журналов и попытками воссоздать блистательный стиль и точную мысль моих любимых критиков.

— Как происходит отбор произведений в списки премии? 

Если речь именно о критической номинации, будущим школьникам-критикам предлагается на выбор несколько книг, каждую из которых мы будем обсуждать вместе с мастерами. Например, «Поход на Бар-Хото» мы обсуждали вместе с писателем Алексеем Николаевичем Варламовым — лауреатом «Большой книги», на минуточку, — и Натальей Юрьевной Ломыкиной, обозревателем Forbes. В самой Ясной Поляне мы садились в кружок и по очереди читали свои работы, отмечая достоинства и недостатки чужих. Из каждого такого семинара выбиралась одна работа, которую и выдвигали на премию. Конкурс всё же был, и весьма тяжёлый: работы моих коллег можно прочесть на портале «Год Литературы». Все рецензии, на мой взгляд, получились, как бы сказал Евгений Замятин, стопудовыми.

— Почему Вы выбрали именно роман Леонида Юзефовича для своей рецензии?

Леонид Абрамович — наверное, лучший русский писатель современности, и «Поход на Бар-Хото» — весомое тому доказательство. В его текстах действительно витает толстовский дух. Пройти мимо Юзефовича для меня было бы странно. На самой Школе критики удалось пообщаться, обсудить тонкости писательского труда. Кстати, Леонид Абрамович не смотрел фильмов Marvel, так что моя параллель получилась немного надуманной, но, надеюсь, оттого не менее остроумной!

— Какие у Вас дальнейшие планы в области литературной критики? 

Поживём — увидим. Намечается любопытная тенденция: люди, по молодости промышлявшие критикой, уходили в писательскую стезю. Егор Москвитин работает над сценарием фильма, Максим Семеляк только что выпустил увесистый роман в «Альпине», Лев Данилкин сейчас известен скорее как биограф Ленина, Гагарина и Проханова. Следуя их заветам, я подхожу к своим текстам не как к какой-то обязаловке ради денег, а как к самостийному, насыщенному и увлекательному произведению; отсюда рукой подать до художественной литературы. Планирую поступать в магистратуру «Литературное мастерство» и вынашиваю замысел небольшого романа, — вот такие они, мои планы.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто только собирается попробовать себя в литературной критике?

Читайте выдающихся критиков (специализация неважна). Навскидку: Станислав Ф. Ростоцкий, Максим Семеляк, Игорь Кириенков, Егор Москвитин, Юрий Сапрыкин, Лев Данилкин, Майя Кучерская, Григорий Пророков, Михаил Трофименков, Денис Горелов, Андрей Подшибякин... Распечатайте их тексты и изучите с карандашом: как конструируется фраза? Где кроется основная мысль? Что в тексте лучше оставить, а что, на ваш взгляд, можно было бы и убрать? Медленное чтение взвихренных, ярких текстов обязательно принесёт плоды. Успехов!