Можно ли за два года стать философом?
Всеволод Кобляков
"Шесть лет назад, когда я только сдавал государственные экзамены и готовился к переезду в Москву из родного города, я и представить себе не мог, что однажды буду заниматься философией, которая стереотипно воспринимается как что-то слишком далекое от большинства людей. Теперь же, в 2020 году, я окончил магистратуру «Философская антропология», и мне хотелось бы рассказать, почему я сделал выбор в пользу философского образования, и что я приобрел благодаря нему.
В 2014 году при поступлении в университет мой выбор пал в пользу образовательной программы «Политология», и я нисколько не жалею о своём выборе. Она дала мне отличные прикладные навыки и сформировала мои мировоззрение и взгляды, которых я во многом придерживаюсь до сих пор. Однако по мере обучения я всё больше задавался различными вопросами, лежащими за границами эмпирических исследований. Меня начали волновать сущностные проблемы, связанные с фундаментальными основаниям науки, идеологий, культурных практик и действительности как таковой. И если сначала меня интересовала исключительно политическая теория, то затем меня стали одолевать и чисто философские проблемы. Что такое объективная реальность? Каким образом она познаваема? Какое место в ней занимает человек? Можно ли говорить об обществе как о чём-то большем, чем отдельные индивиды? Политология уже не могла помочь с этими вопросами. Благодаря великолепным курсам по политической теории я смог их поставить, однако ответы я должен был искать уже в другом месте. И я очень рад тому, что доверился в этой ситуации Школе философии НИУ ВШЭ.
Анна Платанова
"Бакалавриат я заканчивала на факультете журналистики МГУ и хотя этому знаменитому ВУЗу я тоже благодарна, но в целом он заставил меня поверить суровой правде жизни, что качество высшего образования в России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому шла в Вышку без больших надежд, скорее из прагматических целей – чтобы помочь себе организовать самообразование и понять «пробелы».
Первое впечатление после МГУ было очень сильным: я искренне удивлялась тому, что всем участникам образовательного процесса все это действительно надо. Вопрос не в мотивах – они могут быть разные – но и студенты, и преподаватели участвовали в это деле одинаково заинтересованно, с большим увлечением и самоотдачей. Я до сих пор теряюсь в догадках, почему это так и как удалось так провести приемную компанию и подобрать преподавательский состав, чтобы в наш век формализации образования объединить в одном коллективе так много заинтересованных в результате людей. Среди моих однокурсников, кажется, не было ни одного, кто пришел сюда только ради «бумажки».
Кирилл Мартемьянов
"Окончив месяц назад магистерскую программу «Философская антропология», я могу с уверенностью сказать, что двухлетний опыт обучения на ней обогатил меня интеллектуально и вместе с тем укрепил психологически.
Так уж вышло, что свой интерес к философии (и свою расположенность к академической жизни вообще) я осознавал довольно долго – параллельно с процессом внутреннего созревания. Только на третьем курсе бакалавриата журфака МГУ я начал робко – а затем все смелее и настойчивее – изучать программу философского факультета через погружение в важнейшие тексты западной и русской мысли. Через два года я стал студентом-магистрантом философского факультета НИУ ВШЭ.
С первых недель обучения меня приятно удивила требовательность преподавателей к студентам и вместе с тем отношение к ним как к равным себе собеседникам. В подобной атмосфере – похожей на ту, что царила в беседах Сократа с гражданами Афин – столь же остро сознаются несовершенство и незрелость собственной мысли, сколь и желание себя превзойти, дорасти (когда-нибудь) до уровня тех авторов, мысль которых позволяет сменить автоматизм обыденной жизни на вопрошание, разглядеть в «само собой разумеющемся» проблематичное.
Жукова Ольга Анатольевна
Академический руководитель
Ищенко Наталья Ильинична
Школа философии: Доцент