• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Заместитель декана по учебной работе Деменчук Павел Юрьевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Мероприятия
5 октября – 7 октября
Заявки на проведение секций принимаются до 15 апреля 2023 года 
6 октября – 7 октября
Заявки принимаются до 17 сентября 2023 года 
16 октября – 18 октября
Заявки на участие принимаются до 1 октября 2023 года 
Книга
Очерки архитектуры Византии и Кавказа

Виноградов А. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.

Книга
Плохое кино

Павлов А. В.

М.: Горизонталь, 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

13 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2

16 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3

70 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3

30 бюджетных мест

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3

35 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6

45 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

45 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2

19 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5

15 бюджетных мест

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5

34 бюджетных места

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10

20 бюджетных мест

10 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5

20 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1

18 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Химия кино: как возникает культ

Почему тот или иной кинофильм, зачастую не самый успешный в прокате, становится культовым? В рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» доцент Школы философии ВШЭ Александр Павлов рассказал о том, как распознать культовую картину и из каких «химических элементов» складывается собственно культ фильма.

Химия кино: как возникает культ


Предыстория

В его современном понимании культовое кино возникло на Западе на рубеже 1950-х и 1960-х годов — в кинотеатрах-«грайндхаусах» и кинотеатрах под открытым небом для автомобилистов («драйв-инах») показывались малобюджетные коммерческие фильмы, ставшие по тем или иным причинам важными в маргинальных обществах или молодежных субкультурах. Впрочем, это не означает, что до этого времени культовых фильмов не было: просто большей частью они становились таковыми пост фактум, спустя какое-то время. Позднее, с появлением в конце 1960-х и начале 1970-х годов феномена «полночного кино» сложилась особая культура просмотра фильмов, включавшая неоднократный просмотр сеансов конкретной ленты, посещение кинотеатров в самодельных костюмах, громкое обсуждение происходящего на экране и многие другие способы вовлечения зрителей. Именно благодаря «полуночным кинотеатрам» картины «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромео, «Розовые фламинго» Джона Уотерса, «Голова-ластик» Дэвида Линча и некоторые другие получили статус культового кино. Фильм Джима Шармена «Шоу ужасов Роки Хоррора», вокруг которого сложилась собственная субкультура, обеспечил невероятную популярность феномену «полуночного кино».

Долгое время культовые картины ассоциировались именно с полуночным кино, порой слишком странным, которое почему-то «цепляло» аудиторию, но при этом не всегда относились к категории «артхаус». В начале 1980-х два знаменитых кинокритика Джей Хоберман и Джонатан Розенбаум зафиксировали это явление в среде интеллектуальных дискуссий, написав книгу «Полночное кино». В 1990 году на феномен культового кино обратили внимания ученые, решив, что отныне изучать его должны не только кинокритики, но и киноведы. Таким образом, увидел свет сборник статей «Опыт культового кино» под редакцией Джей Пи Толетта, в котором впервые о феномене высказались исследователи. Сборник содержал в себе три раздела: общий теоретический блок, старые картины категории «В» 1950-1960-х (нуар, научная фантастика, малобюджетные фильмы) и «полуночное кино». Нередко в категорию культового кино попадали фильмы, в которых освещались табуированные темы — секс и насилие. Например, картина Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».

Многие исследователи или критики называют Квентина Тарантино, с одной стороны, «культовым режиссером», но с другой — некоторые ропщут на то, что его последние фильмы — это уже не тот культ, который мир знал раньше

«Современный кинематограф, а особенно культовое кино, содержит многочисленные аллюзии на старые образцы культового кино. В этом смысле мы сталкиваемся с более новыми феноменами в кино, которые можно описать через понятие «культа». Раньше я был убежден, что у «культового кино» есть жесткие границы, четкое определение и что многие фильмы культовыми быть не могут. Особенно современные и особенно блокбастеры. Но сейчас я думаю, что понятие «культовый» должно быть расширено, и некоторые мейстримные или артхаусные картины, могут быть одновременно и культовыми», — отметил Александр Павлов.

Сегодня многие современные картины считаются культовыми, потому что отсылают зрителя к доброй традиции старого культового кинематографа. Например, многие исследователи или критики называют Квентина Тарантино, с одной стороны, «культовым режиссером», но с другой — некоторые ропщут на то, что его последние фильмы — это уже не тот культ, который мир знал раньше, «неклассический». Эти авторы считают, что в лучшем случае работы Тарантино можно назвать «посткультовыми». В этих рассуждениях может быть своя правда: не стоит забывать, что далеко не всегда культовый режиссер снимает исключительно культовое кино. Например, «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво» многие признают «культовыми фильмами», но можно ли к таковым причислять более поздние работы режиссера, например, «Джанго освобожденный» и «Бесславные ублюдки»?

Для того чтобы как-то сегментировать режиссеров, которые, с одной стороны, не однозначно культовые, а с другой — их творчество пользуется устойчивой популярностью, современные киноведы предложили ряд новых терминов, которые можно было бы обсуждать в рамках культового кино. Так, патриарх американского киноведения Дэвид Бордуэлл в книге «Кристофер Нолан: лабиринт сцеплений» называет своего героя «midcult auteur» — «междукультовым автором». Фильмы Нолана кому-то нравятся, а кто-то считает его картины скучными и претенциозными, но полемика вокруг его творчества свидетельствует о неизменном интересе к этому режиссеру.

Любимый прием культового кинематографа — лишение тела человека какой-нибудь части тела — уха, глаза, руки, полового органа

Еще один термин — «метакульт» — употребляется в книге Эрнеста Матиса и Джеми Секстона «Введение в культовый кинематограф». Авторы относят к этому понятию фильмы, которые имеют отношение к «старой» традиции, но показывают ее оригинальным способом — обращаясь к интертексутальности и мешапу. Например, к метакультовому авторы относят картину «Амазонки на Луне» Джона Лэндиса. Фильм подобен увлекательной книге, на каждой новой странице которой находишь забавный комикс.

Как определить культовое кино?

Культовым кино может стать по разным основаниям (критериям) и именно поэтому под понятие «культовое» могут попасть и современные блокбастеры, и артхаусные фильмы, и многое другое. Например, никто не спорит с тем, что картины британского авангардного режиссера Дерека Джармена — артхаусное кино, но некоторые его фильмы, к примеру «Юбилей», стали предметом культа среди британских панков. Таким образом, фильм может стать культовым для той социальной категории людей, для которой предназначался или же которая его себе присвоила.

Еще один критерий — принадлежность фильма к определенной культурной индустрии. Если фильм показывают в определенном кинотеатре и в определенное время (как то было с первыми «полуночными картинами»), у фильма есть все шансы стать культовым. Иными словами, фильм можно поместить в определенную нишу, привлекая к нему, таким образом, внимание «культистов», как на Западе называют зрителей «культового кино».

Культовый фильм можно сделать таковым, закладывая в него некоторые элементы на уровне содержания. В классическом понимании культового кино в картине должны быть такие вещи, которые, с одной стороны, могут оттолкнуть от просмотра большую часть аудитории, но, с другой — привлекут меньшую часть аудитории, но именно она сделает фильм предметом поклонения. Любимый прием культового кинематографа — лишение тела человека какой-нибудь части тела — уха, глаза, руки, полового органа. «Криминальное чтиво», «Зловещие мертвецы», «Большой Лебовски», «Синий бархат», «Триллер: жестокое кино», — во всех этих фильмах можно наблюдать отчуждение от человеческого тела того или иного органа. Стоит ли говорить, что все эти фильмы культовые?

Я бы представил весь кинематограф как таблицу Менделеева, где в каждую клеточку мы можем поместить определенный жанр, категорию или «элемент» кино. Культовому кино в этой таблице места нет

Культовым фильм может стать благодаря авторитету, который говорит об этом фильме. Например, всем известно, что титул «худшего режиссера всех времен» закрепился за Эдом Вудом после книги американских кинокритиков «Премия “Золотая индюшка”». Она же положила начало формированию культа Эда Вуда как родоначальника трэш-кинематографа и человека, безустанно стремившегося к своей мечте вопреки ударам судьбы, в числе которых было полное отсутствие таланта. Режиссер может стать культовым, потому что он делает качественное кино, как Квентин Тарантино. Одновременно автор может стать культовым благодаря невероятно плохому качеству своего творчества, как Тим Кинкейд. Однако не стоит забывать, что «плохое» — понятие относительное и неоднозначное.

«“Культовый фильм — тот фильм, который ты будешь ждать до трех часов ночи по телевизору, хотя у тебя дома есть видеокассета”. Это определение я нашел в интернете, и оно мне очень понравилось, — отметил Александр Павлов. — Но вообще я бы представил весь кинематограф как таблицу Менделеева, где в каждую клеточку мы можем поместить определенный жанр, категорию или “элемент“ кино. Например, “американская комедия“, фильмы ужасов, американские фильмы ужасов, американский триллер, эротическая комедия и так далее. Каждый “элемент“ будет иметь свою цифру в этой таблице. Культовому кино в этой таблице места нет: оно (не только оно, но оно — прежде всего) с этими “элементами“ может работать, всячески смешивать их, порождая всякий раз что-то новое. Именно этим культовое кино и интересно, оно обращает наше внимание на многие жанры, темы, которые до того нам были не интересны или неизвестны.

«В этом смысле один из самых ярких фильмов 1990-х, на мой взгляд, фильм братьев Фаррелли “Кое-что о Мэри”. Лично для меня это культовый фильм и благодаря этому слову «культовый» я в качестве, скажем, критика обращаю ваше внимание на него и, надеюсь, что вам захочется посмотреть, — сказал Александр Павлов. — Чем он так важен? Фильм объединяет в себе две несопоставимые темы — сортирный юмор (который должен оттолкнуть большую часть женщин) и романтическая история (которая должна оттолкнуть мужскую половину аудитории). Возникает вопрос: кто в таком случае зритель этой картины? Именно идеальное сочетание (в театральной версии, а не режиссерской) романтики и сортирного юмора реабилитирует это кино для мужчин и привлечет к просмотру некоторых женщин. Не говоря уже о том, что в этом фильме есть блестящая аллюзия на культовую картину Хэла Эшби “Гарольд и Мод”».

Далеко не всегда дорогостоящие ремейки культовых фильмов также становятся культовыми. У нового «Безумного Макса» это скорее получилось

Как считает Александр Павлов, ранее культовое кино определялось по гендерному признаку, но сегодня не должно так определяться. Некоторые ученые обратили внимание, что культовое кино довольно маскулинное, в нем часто присутствуют элементы насилия и унижения женщин. Именно поэтому не многие представительницы прекрасного пола любят культовое кино. В этом смысле культовое кино долгое время было неким заповедником — зоной, в которую вход женщинам часто был запрещен. Несмотря на то, что, например, «Титаник» по многим основаниям мог считаться культовым фильмом, долгое время «мужской зритель» отказывался пускать его на территорию заповедника «культового кино». Пару лет назад ученые обратили внимание, что многие «женские фильмы», не относящиеся к культовому кино, имеют все атрибуты культового фильма и поэтому должны иметь культовый статус. Так, в топ-100 лучших культовых фильмов по версию Британского института кинематографа попала картина «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи, предназначенная скорее для женской аудитории.

Чтобы создать культовое кино, необходимо придерживаться главного правила: не пытаться снять культовое кино. Если это делать намеренно, вряд ли что-то получится. Хотя режиссер «Донни Дарко» этим правилом пренебрег, в целом это лишь то самое исключение, которое общее правило доказывает.

Какие фильмы могут стать культовыми сегодня?

К примеру, все шансы стать культовым кино имеет картина «Отличница легкого поведения» с Эммой Стоун. С одной стороны, этот фильм дань уважения американским молодежным комедиям 1980-х годов. С другой — картина не навязывает старые представления о культе, а заимствует лучшее, показывая старое в новом ракурсе. Или блокбастер, который недавно прошел в мировом прокате, «Безумный Макс: Дорога ярости». Фильм эксплуатирует все темы, которые были затронуты в предыдущих картинах о Безумном Максе и в целом жанр старых австралийских эксплуатационных фильмов. Некоторые критики невысоко оценили ремейк, но зрителям он понравился. И это очень важно: часто именно зритель определяет культовость фильма. Надо сказать, что далеко не всегда дорогостоящие ремейки культовых фильмов также становятся культовыми. У нового «Безумного Макса» это скорее получилось (хотя, чтобы судить наверняка, должно пройти время), а у ремейка, к примеру, «Зловещих мертвецов», — нет.

Если говорить о русском культовом кинематографе, то это, конечно, «Игла» с Виктором Цоем, «Брат» Алексея Балабанова, «Зеленый слоник» Светланы Басковой

По словам Александра Павлова, через призму понятия «культовое» можно рассматривать не только фильмы, но и сериалы, а также короткометражные картины. В качестве примера культовых сериалов можно назвать «Твин Пикс» и «Байки из склепа». Пример короткометражного фильма — «Кунг Фьюри». Цель этой картины — осмеять жанры, популярные в 1980-х годах. «Лично мне фильм не очень понравился, но он важен, — подчеркнул Павлов, — потому что его автор первым заявил о необходимости переосмыслить наследие 1980-х годов».

«Ну, а если говорить о русском культовом кинематографе, то это, конечно, «Игла» с Виктором Цоем, «Брат» Алексея Балабанова, «Зеленый слоник» Светланы Басковой и другие. Последний часто вспоминается в дискуссиях о плохом кино, хотя не все из тех, кто его обсуждают, его видели. Точно такой же репутацией пользуется и «Человеческая многоножка» Тома Сикса. Вот почему сегодня я бы сказал о культовом кино так: о нем больше говорят, чем смотрят», — подытожил Александр Павлов.

Анастасия Чумак, новостная служба ВШЭ