• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Проект «Большие города» с участием студентов и преподавателей школы культурологии побывал в Вене

В седьмой раз состоялась поездка в рамках проекта «Большие города», организованного в 2012 году Лабораторией культурных проектов и Клубом культурных путешествий школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Улисс». Студенты школы культурологии поделились своими впечатлениями.


«После того как прошлым летом Лаборатория культурных проектов и клуб культурных путешествий «Улисс» школы культурологии возили группу студентов в ветреный и дождливый Амстердам, было бы логично ожидать теплой поездки. Но она оказалась совершенно феноменальной – такой жары Вены не помнит. И в рамках проекта «Большие города» таких испытаний участникам еще не выпадало. Тем более что половина поездок проходят на зимних каникулах, когда можно ожидать чего угодно, только не тоски по кондиционеру. Именно она и накрыла венскую команду со всей неожиданностью.

Вена действительно способна удивить любопытного путешественника. Вы видите улицы, где дома неожиданно «шагают вперед» за красную линию – это значит, что они построены до того, как эта красная линия появилась. Вы видите въезды во двор под углом в 90 градусов, чтобы туда не въезжали повозки; улицы, горбящиеся вдоль линии бывших бастионов, о которых напоминает лишь слово «Бастай», и так далее. Вена – город, где барочные церкви соседствуют с функциональными домами великого Отто Вагнера, впервые убравшего декоративные элементы со стены. А в соседнем районе вдруг прорастут, как грибы из-под земли, удивительные, нелепые, но цепляющие память постройки Фриденсрайха Хундертвассера, чей мусоросжигательный завод внешне больше похож на аквапарк.

Вена – город, продающий память об империи. В первую очередь тут всем показывают Хофбург – резиденцию австрийских Габсбургов, правителей огромной и непрочной континентальной империи. После падения всех империй с 1918 по 1934 годы Веной управляли демократы, и самая впечатляющая постройка «красной Вены» – двор с 72 одинаково оформленными подъездами. Адольф Гитлер тоже увековечил свое пребывание в городе, установив четыре зенитных башни в самых людных местах (и шанс, что эти башни будут уничтожены, крайне мал). А одна из улиц Вены очень напоминает Санкт-Петербург – если закрыть глаза на то, что река Вена, почти полностью спрятанная в трубу, не идет ни в какое сравнение с Невой».


«С 10 по 17 августа, как и в первую неделю месяца, в Вене стояла аномальная жара – температура доходила до 40 градусов. Кондиционеры в помещениях редко попадались, а те, что удавалось найти, работали вхолостую. Распахнуты окна и двери – действует легендарный принцип «проветривания», знакомый многим по старорежимным библиотекам. Даже при наличии кондиционера воздух просто сменяется, но вожделенной прохлады не наступает. Невозмутимые венцы не подают вида, что им жарко: между верандой ресторана и основным помещением летом не должно быть границы. Организаторы объясняют эти причуды исторической привычкой проветривать комнаты от застоявшегося воздуха – наследием постоянной борьбы с чумой и памятью о медицинских открытиях, которыми так славилась Вена в старые времена.

Ввиду жаркой погоды программа поездки требовала от участников особой физической выносливости и повышенной эмоциональной вовлеченности. Каждое утро начиналось с интенсивной прогулки по городу, с частыми остановками возле примечательных мест и комментариями от организаторов поездки. Передвижение группы происходило по теневым участкам улиц и тем самым превращалось в порывистый трип. Если же остановка требовала выбраться под пекущие солнце, участники спешно находили случайно образовавшиеся тени – под узкими фонарными столбами, светофорами, эстакадами трамваев и метро. Высокая температура наложила на поездку особое впечатление – жаркая погода прочно закрепилась как спутник пышности, чрезмерности, запредельной роскоши австрийского барокко, тогда как архитектура ар-нуво начала ассоциироваться с желанной прохладой, наверное, из-за обилия металла и стекла.

Есть хорошо знакомое ощущение от неизвестного места: любое перемещение, попадание в любой угол – это неизвестность и непредсказуемость. Можно в деталях рассмотреть город со спутника и просмотреть сотни снимков, но факт живого передвижения по нему – явление иного порядка. Ты стартуешь из условной точки А, и каждый шаг ведет тебя – но будет ли дальше точка Б, никто не знает. Через несколько дней обратный путь до вынужденной точки А успеет втереться в память и надоесть, улицы станут слишком узнаваемы, захочется выдумывать новые пути возвращения домой. Это чувство первого впечатления, неузнаваемости, привыкания – это и есть знакомство с городом, которое хочется продлить, иногда так остро, что стоит больших усилий ночью не покинуть город и не отправиться куда-то еще. А потом начинают запоминаться жители района, в котором ты остановился. Запечатление города оживляется визуальными образами людей, которых удалось рассмотреть, запомнить, что-то подсмотрев и где-то додумав. Наравне с музейными шедеврами, пышным имперским барокко и современным искусством жители города – это что-то особенное».