• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

«Эльфрида Елинек. Женщина глазами женщины»

16 октября в Российско-немецком доме в Москве при участии Клуба любителей немецкого языка «gut geD-A-CHt» НИУ ВШЭ прошел вечер «Эльфрида Елинек. Женщина глазами женщины». Ниже – краткий отчет об этом событии.

«Эльфрида Елинек. Женщина глазами женщины»

16 октября в Российско-немецком доме в Москве в рамках вдумчивых чтений «В начале было слово…» прошел вечер «Эльфрида Елинек. Женщина глазами женщины» в преддверии дня рождения одной из самых обсуждаемых немецкоязычных писательниц современности. В Европе к ее пьесам и романам повышенный интерес – не только со стороны филологов и переводчиков, но также драматургов и кинорежиссеров. В России она пока известна гораздо меньше, спектакли по ее произведениям нельзя увидеть на сцене ведущих московских театров. На сцене РНДМ столичному зрителю представилась уникальная возможность прикоснуться к творчеству австрийской писательницы.

 

Вечер был посвящен двум наиболее известным романам Эльфриды Елинек – «Любовницы» и «Пианистка». Его проведение стало возможным благодаря усилиям большой команды: проекта «Эхо небес. Голоса русских актеров» и Клуба любителей немецкого языка «gut geD-A-CHt» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Центра исследования творчества Э. Елинек (Австрия) и Международного союза немецкой культуры. Координатор проекта: доцент кафедры немецкого языка НИУ ВШЭ, руководитель Клуба «gut geD-A-CHt» Юлия Пасько.

«Мы очень рады, что нам удалось вместе с коллегами из Австрии подготовить этот вечер. К нынешнему формату «Вдумчивых чтений» мы пришли не сразу. Наш жанр ранее назывался «открытая репетиция», где предполагалось соединение творческой (актерской) части и рефлексивной (обсуждение тем, затронутых в произведении при активном участии экспертов и публики). Сейчас у нас возникло более точное понимание, как получить синергетический эффект от союза актеров, текста, зрителей, экспертов и самого пространства», – говорит автор идеи и художественный руководитель проекта, доцент кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Валерия Устинова.

Юлия Пасько и Валерия Устинова

«Материал очень сильный, главный акцент делается на тексте, так как музыкальное многоголосие в романах с такой языковой страстью свойственно только Елинек. Для меня важно было не препятствовать автору, а сделать так, чтобы режиссерское решение только помогло правильнее донести главную идею. Большинство читателей, в первую очередь, шокирует сама поверхность произведений, но важно, что они должны понимать не только то, о чем пишет Елинек, но и для чего и почему она их так пишет, а не иначе», – говорит одна из режиссеров постановки Алена Муратова.

Анастасия Слепченко и Виктор Добронравов

Алена уверена, что о произведениях Елинек нужно говорить чаще и это правильно. Ведь «возмутители спокойствия» всегда дают почву для развития внутри общества и всей культуры, как отдельного народа, так и культуры всего мира. По мнению Алены, тема феминизма в наше время особо актуальна. Теперь современные женщины стремятся к независимости, это входит в норму, а это один из показателей феминизма. «Наверное, стоит всем нам, особам женского пола, задуматься об этом», – отметила Алена Муратова.

Роман Елинек «Любовницы» о женщине и о том, какой ценой покупается семейное счастье. Женщина в романе Елинек – это самое уязвимое звено в современном обществе. Женщина поставлена в условия, в которых ей отводится роль охотника, добытчика, инициатора отношений.

«Мир, представленный в романе, искорежен категориями – успешность, результативность, независимость, потребление. Диагноз, который ставит Елинек, точно регистрирует произошедшие и происходящие изменения в обществе. И между тем, на мой взгляд, необходимо увидеть в этой истории не только сюжет – борьба молодых женщин за свое место в пищевой цепочке, но и крушение иллюзий, потерю невинности и телесной, и душевной», – считает режиссер Рушан Иксанов, работавший над постановкой фрагмента из романа «Любовницы».

Сильные впечатления от показа двух фрагментов задали тон и особую живость дискуссии с экспертами и зрителями, в которой были затронуты самые разные вопросы, касавшиеся музыкальности языка Э. Елинек, ее способности переплетать разные культурные коды и жанры, психологии отношений и проблемы овеществления человека в современном обществе.

Одна из основных задач чтений – преодоление дефицита открытости в обществе, построение площадки, где ты можешь высказаться сам и услышать других. В проектах «Эхо небес. Голоса русских актеров» участвуют как молодые, так и известные актеры, профессора и студенты НИУ ВШЭ и других вузов. Темы последних проектов: «Болезнь века – депрессия» (по повести Г. Бюхнера «Ленц», исполнитель Виктор Вержбицкий), «Когда мир меняется» (по эпосу «Песнь о Нибелунгах», исполнители Виктор Вержбицкий, Лика Нифонтова, Анастасия Бегунова) и «Женщина глазами женщины» (по роману Э. Елинек «Любовницы» и «Пианистка»).

Текст подготовлен с помощью материалов сайта пресс-службы Международного союза немецкой культуры; фото – Саша Гор.