• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

"Как писать о современной литературе?": летняя школа

Состоялась первая летняя школа из цикла "Как писать о современной литературе?", организованная школой филологии НИУ ВШЭ.

В первые выходные сентября прошла первая летняя школа "Как писать о современной литературе?". Организатором выступила школа филологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ.

Филологическая наука традиционно изучает тексты прошлого, под эти же цели заточена программа школы филологии НИУ ВШЭ. Поэтому для работы с современной литературой требуются особые методы и смена привычного фокуса — их поисками и были заняты участники летней школы. Главной целью школы было сформулировать основные особенности работы с современными текстами.

Программа летней школы предполагала два дня занятий и бесед и третий — для отдохновения души. Первый день был посвящен зарубежной литературе, которую участники обсуждали, отталкиваясь от романа Джулиана Барнса "Предчувствие конца".

Пятничные занятия начались с лекции Галины Юзефович, увлекшей слушателей в мир англоязычной литературы. Неожиданный поворот к истокам Сипайского восстания и распаду Британской империи объяснил слушателям, почему Букеровскую премию — самую престижную литературную премию Великобритании — так редко получают сами граждане этой страны. Кроме того, Галина Юзефович помогла участникам Летней школы разграничить американскую и "большую англоязычную" (читай: написанную на английском языке, но не американскую) литературы, а также провела неожиданные параллели с русской.

Вдохновленные лекцией и укрепленные чаем с печеньем участники перешли ко второй части программы. После лекции следовало обсуждение "романа дня" в двух воркшопах: критическом и литературоведческом. Критическую секцию вели Е.Э. Лямина и О.А. Лекманов, а литературоведческую - М.А. Кучерская, Е.Е. Земскова и Е.С. Островская. Каждая группа работала над собственной задачей: “критики” обсуждали особенности романа и должны были сконструировать модель большой аналитической рецензии, “литературоведы” разбирали роман на потенциальные темы для филологического исследования. В завершение дня участники обоих воркшопов презентовали друг другу свои результаты.


Второй день летней школы был целиком посвящен русской литературе. Утреннюю лекцию провел блистательный Николай Александров, рассказав о недооцененных романах современности. Исходным пунктом были вполне известные писатели, такие как Владимир Сорокин и Виктор Пелевин. От них ариадновой нитью был проведен ключевой тренд — не сюжетное письмо, а стилевое, языковое. По этому пути и повел своих слушателей Николай Александров, называя такие имена, Дмитрий Бакин, Сергей Солоух, Анатолий Гаврилов и другие.

Дискуссия о современной русской литературе в этот раз сосредоточилась вокруг романа Евгения Водолазкина “Лавр”. Во второй день снова работали два параллельных воркшопа — критический и литературоведческий. Критический вели А.С. Немзер и М.Ю. Эдельштейн, а литературоведческий — А.Л. Лифшиц и Е.Э. Лямина. Как и в первый день, групповые обсуждения завершились общей дискуссией о романе.

Воскресенье подарило участникам осеннюю поездку в арт-резиденцию Никола-Ленивец, море фотографий и литературные беседы на свежем воздухе.

На этом летняя школа 2016 года заканчивает свою работу. Организаторы благодарят за активность, внимание и любовь к современной литературе всех участников наших занятий. Дорогие Татьяна Агеенко, Мария Александрова, Надежда Афанасьева, Екатерина Инькова, Екатерина Копелевич, Арина Куприянова, Максим Лепехин, Анна Масленова, Ольга Нечаева, Анна Правдюк, Марина Расторгуева, Анастасия Сергеева, Елизавета Фомина, Раиса Ханукаева, Арслан Хасавов, Нина Цукерман, Ксения Бутузова, Игорь Кириенков, Анастасия Лясникова, спасибо, что были с нами, и возвращайтесь в следующем году.



Ксения Уварова