"На стажировке я узнала море всего нового"
Расскажи, куда ты ездила стажироваться и чем именно занималась?
Я ездила в Университет Тренто на севере Италии. Первые две недели стажировки я провела на летней школе ESSLLI, которую организовывали Университет Тренто и Университет Больцано. Это очень известная школа по “логике, языку и информатике” (Logic, Language and Information). Мне очень повезло: в этом году в рамках этой школы было три-четыре курса по моделям дистрибутивной семантики, о которой я пишу диссертацию. Насколько я знаю, обычно там такого не бывает. Я радостно ходила туда и наконец-то систематизировала свои знания о моделях дистрибутивной семантики. Раньше я просто применяла эти модели к своим задачам, но не всегда понимала, что еще с их помощью делают. А теперь я узнала просто море всего — один курс был теоретический, а другой, наоборот, практико-ориентированный, где разные исследователи рассказывали, к каким задачам они все это применяют. Оказалось, что этих задач огромное количество и они очень разнообразные.
После окончания школы я поехала в Роверето, где находится один из факультетов Университета Тренто. Там работает Денис Паперно, руководитель моей стажировки. Вместе с Денисом мы писали статью по итогам всех наших предыдущих экспериментов. Мы как раз доделали их с английским материалом, к которому есть доступ у них в лаборатории и нет у нас здесь. Теперь мы надеемся подать эту статью в какой-нибудь хороший зарубежный журнал.
Расскажи, как вы организовали совместную работу? Ты приходила в лабораторию, и вы садились писать статью?
В общем и целом — да, именно так. Мне предоставили рабочее место и компьютер — все происходило в августе-сентябре, когда многие в отъездах и отпусках, поэтому проблем с этим не было. Я могла в любой момент прийти, взять ключ, сесть за свой стол и там работать. Когда приходил Денис, мы вместе запускали эксперименты, обсуждали части статьи.
Не могу не спросить о том, как тебе удалось съездить на стажировку с маленьким ребенком на руках.
Это была очень сложная система. Я была там полтора месяца, и первые три недели со мной была моя младшая сестра - она математик, учится на мехмате и подала на ESSLLI тезисы про исчисления Ламбека. Сестру и ее одногруппницу-соавтора приняли, и они поехали одновременно со мной. Поэтому мы ходили на лекции по очереди, они — на исчисления Ламбека, я — на дистрибутивную семантику. Курсы были в разное время, и мы менялись. Каждый раз мы брали коляску в университет и менялись у дверей университета. Так мы провели первую часть стажировки.
Потом еще несколько дней они пожили со мной в Роверето, у них уже никаких лекций не было. Я оставляла сына им и бегала в университет. Потом дней десять я была одна, это было труднее, но все равно кое-что я успела, потому что все-таки дети спят ночью, а иногда и днем. Мне кажется, это была самая интересная часть с организационной точки зрения — надо было успеть сделать все домашние дела, пока ребенок не спит, а когда спит — заниматься только научными. Получалась хитрая комбинаторика. Ну, а потом на оставшиеся две недели приехал мой муж, которому не надо было ни на какие лекции ходить, и вот тут уже пошла самая серьезная работа.
А у мужа был paternity leave?
Небольшой — он взял отпуск.
Интересно, считал ли он это отпуском?
Думаю, что да, потому что все равно на выходные мы куда-то выезжали, и в горы выбирались.
То есть смогли что-то посмотреть в Италии, несмотря на нагрузку?
Да, тем более что мой прекрасный научный руководитель Денис Паперно давал указания в духе «ты обязательно должна съездить туда-то, посмотреть этот город» и т.п. Такой вот план стажировки (смеется).
Сложно ли было организовывать стажировку здесь?
Нет, перед стажировкой документы собирать сравнительно несложно. Сложнее не упустить ничего нужного во время поездки, собрать всякие письма, характеристики, рекомендации.
Как ты в целом оцениваешь стажировку?
Я очень довольна. Во-первых, чисто в житейском смысле я вырвалась наконец «из заточения» (смеется). Надо сказать, что в маленьких европейских городах с ребенком гораздо проще, чем в Москве. К тому же итальянцы относятся к детям совсем иначе, куда более доброжелательно: когда у нас жалуются и возмущаются, в Италии только умиляются. Да и университет приспособлен, можно везде брать ребенка с собой.
С научной точки зрения, конечно, я тоже довольна: и на школу съездила продуктивно, смогла послушать интересные мне вещи, и статью, которую давно мечтали написать, но не могли сдвинуться с мертвой точки, удалось сделать, и экспериментов провели много. А еще я познакомилась с разными людьми — из числа тех, которых сначала много читаешь в научных журналах, а потом уже узнаешь лично. Обсудила с ними нашу статью, с одной исследовательницей, которая очень заинтересовалась тем, что мы делаем, договорилась о сотрудничестве. Она получила грант на исследование, которое отчасти смежно нашему. Наш сюжет может встроиться в этот грант, и тогда в нашей работе будут участвовать зарубежные коллеги. Так что я очень рада.