• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Профессор Дирк Герартс рассказал о модульности в когнитивной социолингвистике

В минувшую пятницу на научном семинаре школы лингвистики выступил профессор Лёвенского университета Дирк Герартс. В своей лекции он рассматривал проблему выделения модулей языка и их взаимосвязи с точки зрения когнитивной социолингвистики.

Для современной лингвистики языковые корпуса — это такая же данность, как сам язык. Новый способ представления информации полюбился всем, кто работает с количественными данными — удобно, просто в использовании и не слишком затратно. В своей лекции Дирк Герартс рассказал, как корпусные данные помогают говорить о модульности — автономности и неавтономности отдельных уровней языка.

Взаимосвязь уровней языка — тема популярная и благодатная; большая часть современных языковых теорий строится именно на ее признании или отрицании. Когнитивная лингвистика в целом модульность не признает. В этой теории синтаксис обусловлен семантикой, грамматика конструкций накладывает ограничения и на способ построения, и на смысл высказывания. Данные о существовании неких строго разграниченных областей в языке получают преимущественно экспериментальным путем. Существует также так называемая двойная диссоциация — то есть утрата одного из двух признаков: либо интеллекта, либо способности к языку. Их комбинация дает различные варианты — от синдрома Дауна (невысокий интеллект, слабое владение языком) и савантов (с "очагом гениальности") до обычных носителей языка. В своем рассказе о модульности профессор Герартс опирался на данные когнитивной социолингвистики, которые они с коллегами собрали в 2010 году. 

Лекция состояла из нескольких частей. Во-первых, профессор Герартс предположил, что модули (синтаксис, семантика и прочие) не связаны друг с другом — и тут же объяснил, что это может быть вызвано спецификой регрессионного анализа, популярного метода когнитивной лингвистики при работе с корпусами. Затем он рассказал, что существует ряд исследований с использованием этого метода, которые могут быть проведены на все увеличивающихся корпусах. Также профессор упомянул, что все еще неясно, во-первых, можно ли считать, что не связанные с между собой структуры действительно доказывают модульность, а во-вторых, — включать ли диалекты в модульность или считать их отдельными подсистемами со своими собственными составляющими. Закончилась лекция кратким обзором истории немодулярных концепций в лингвистике.

Запись лекции:

Курс Дирка Герартса по когнитивной социолингвистике для студентов школы лингвистики: