«Это так интересно, как в голове у ребенка строится такая сложная система!»
В середине декабря в школе лингвистики состоялся цикл лекций приглашенного лектора Марии Дмитриевны Воейковой. Лекции были посвящен детской речи и усвоению языка (М.Д. Воейкова — один из крупнейших специалистов по этой теме в нашей стране) и получили множество положительных отзывов от слушателей. Мы узнали у студентки 3 курса бакалавриата, стажера-исследователя Лаборатории языков Кавказа Марии Цфасман, чем ей запомнился этот небольшой курс.
Расскажи, пожалуйста, о чем были лекции? Знаю, что это было связано с детской речью.
Мария Дмитриевна рассказывала нам об аспектах развития речи у детей (об усвоении первого языка). Это целый раздел лингвистики, которому уделяют внимание лингвисты почти всех направлений, потому что во многом это похоже на такой «ключ» к пониманию структуры языка. Мария Дмитриевна нам рассказывала о разных подходах к каждой проблеме, не занимая определенной позиции, что я очень ценю в лекторах вообще.
И как общее впечатление, тебе понравилось?
Уже после первой лекции я почувствовала себя первокурсником, перед которым только-только приоткрываются двери потрясающего мира лингвистики. И при этом не было ощущения, что нам рассказывают о каком-то взгляде из одного направления. Как-то у Марии Дмириевны получилось вложить в эти шесть лекций столько нового и интересного, что хочется бежать и читать всевозможную лингвистическую литературу по этой теме и не только!
Какие моменты были особенно интересными, были ли неожиданные личные открытия, какие-то крайне любопытные мелкие детали?
Очень интересно, что некоторые открытия в развитии у детей можно использовать как метафору к усвоению любого знания даже взрослым человеком. Например, есть основания полагать, что пассивной лексики на ранней стадии развития языка больше, чем активной, Д. Слобин на эту тему говорит, что в голове у ребенка есть своеобразный «зал ожидания», в котором задерживаются явления и слова, которым еще не пора усвоиться.
А еще там же есть двусистемная теория, по которой, ребенок сначала запоминает «замороженные» формы, в том числе и исключения типа неправильной формы «went» в английском, а потом внезапно начинает говорить «goed», и уже пройдя эту стадию и усвоив регулярные правила, он снова использует исключения типа «went». Получается такая «парабола» усвоения. И мне кажется, это верно про любое знание, сначала мы бездумно повторяем термин, а потом потихоньку начинаем понимать сам концепт.
Насколько актуально все это для твоих собственных исследований? Может, вдохновило на что-то новое или заставило переосмыслить старое?
Это так интересно, как в голове у ребенка строится такая сложная система, и всего за несколько лет! Вообще я очень люблю лингвистику жестовых языков и уже вторую курсовую пишу в этой области, и теперь мне очень хочется совместить эти темы. Вообще усвоение жестовых языков как первых исследовалось для многих ЖЯ и теперь мне очень хочется написать что-нибудь такое про усвоение русского жестового языка.
Цфасман Мария Михайловна