• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13
13 бюджетных мест
13 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/180/30
30 бюджетных мест
180 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/60/3
50 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/15/3
45 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
16/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Завершился цикл воркшопов «Расскажи о своем исследовании»

В течение месяца на образовательной программе «История» проходил цикл воркшопов «Расскажи о своем исследовании». Идея проведения семинаров принадлежала группе студентов четвертого курса, которые в 2013 – 2014 гг., будучи первокурсниками, застали первый выпуск в истории молодого факультета, открытого в 2011 году.

Завершился цикл воркшопов «Расскажи о своем исследовании»

В том, что небольшое количество студентов находилось в небольшом здании на Петровке, были свои плюсы: все знали друг друга по именам и знали о научных интересах каждого. Благодаря этому студенты-историки объединялись в группы по интересам и помогали друг другу с домашними заданиями и в работе над исследованиями, а на просторах социальных сетей зарождались творческие паблики, посвященные разным историческим периодам.

В 2016 году на образовательную программу «История» был принят уже седьмой набор, Петровку сменили на Старую Басманную, и небольшой молодой факультет, наконец, в полном смысле, объединился с большим факультетом гуманитарных наук. В этом тоже есть свои плюсы: теперь можно искать коллег по интересам среди студентов других направлений, обращаться к преподавателям, с которыми раньше почти не удавалось пересечься. К таким головокружительным возможностям сложно сразу привыкнуть, ведь даже теперь, после переезда, студенты-историки остаются несколько в стороне (корпус «Л») от главного здания факультета. Нас стало много. Для того, чтобы познакомиться не только с новыми поколениями студентов-историков, но и со студентами других образовательных программ, и был задуман цикл воркшопов. Так как подобное мероприятие проводилось впервые, мы ограничились 1-4 курсами программ "История", "История искусства" и "Философия".

Первым этапом стали опросы, которые были разосланы на почты курсов (составитель опросов: Мария Петрова, 4 курс программы "История"). Студентам была предложена анкета из шести вопросов, один из которых звучал как: «Готовы ли Вы посетить воркшоп?».

Среди студентов-историков опрос прошли 25 человек, 20 из которых на поставленный вопрос ответили положительно. Среди студентов-искусствоведов опрос прошли 2 человека, оба ответили положительно. Среди студентов-философов опрос прошли 11 человек, 9 из которых ответили положительно. Далее свою помощь нам предложили коллеги-четверокурсники с факультета философии. Редакция журнала «DOXA» (бывшая «Афиша ФГН») сделала анонс, посвященный предстоящим воркшопам, в том числе продублировала ссылку на опрос. Предстоящее событие привлекло внимание преподавателей в социальных сетях, на базе которых работает «DOXA», однако, среди студентов такого энтузиазма не наблюдалось. Реклама никак не сказывалась на количестве опрошенных.

Для воркшопов мы разработали следующие правила игры: в первой части выступления необходимо было коротко рассказать о самом исследовании. Во второй части – о том, почему студент занимается именно этой темой, как выбрал научного руководителя, участвовал ли с данной темой в научных конференциях, то есть всю "кухню" исследовательской работы. Регламент: 10 минут. На вопросы и комментарии отводилось 5 минут. В качестве комментариев, участники могли посоветовать книги, конференции, НУГи или преподавателей, с которыми можно проконсультироваться.

Первый воркшоп был посвящен Античности и Средневековью (модераторы: Ольга Бурина, Елена Звягина, 4 курс программы "История"), второй воркшоп посвящен Новому времени (модераторы: Александра Анохина, Константин Мефтахудинов, выпускники Факультета истории НИУ ВШЭ 2015 года), и, наконец, третий воркшоп был посвящен XX веку (модераторы: Анастасия Осипова, Никита Морозов, Владислав Яковенко 4 курс программы "История").

Автор статьи долго думал, предать ли огласке посещаемость и все ли стерпит бумага. Перед тем, как осветить этот момент, необходимо сделать патетический flashback. Конечно, мы ожидали большой интерес к семинарам и поэтому изначально ориентировались только на три образовательных программы. С одной стороны, работа в рамках воркшопа не предполагала никакой особой подготовки, никаких предварительных тезисов и строгих рамок. Вторые и третьи курсы могли использовать эти семинары как своеобразную предзащиту курсовой, первые курсы — ознакомиться с тем, что происходит на выбранном ими факультете и узнать, к кому в дальнейшем можно обращаться, старшие курсы могли поделиться опытом, а коллеги с других факультетов – узнать, чем мы все это время занимались на Петровке. Однако, первый воркшоп посетили четыре человека (три историка, один философ), второй воркшоп – 7 человек (2 философа, 5 историков), и заключительный воркшоп посетили четыре историка. Надо сказать, что даже при таком количестве участников, каждый сумел найти коллегу по интересам и вынести для себя полезную информацию. Так же выявилась определенная закономерность: больше всего воркшоп заинтересовал студентов старших курсов и магистров, хотя предполагалось, что заинтересованных больше найдется среди младших курсов.

Мы не можем сделать конкретные выводы из полученного опыта. Однако мы, историки, можем поставить перед собой ряд конкретных задач. Первая задача – обратить внимание младших курсов на научную сторону жизни на факультете. Мы могли бы рассуждать о том, что всякий ли пришедший в университет должен заниматься наукой, но можем ли мы позволить себе задать такой вопрос в научно-исследовательском университете? Вторая задача – показать, что наука – не башня из слоновой кости. Когда мы спрашивали студентов, почему они не посещали воркшопы, некоторые отвечали, что боялись показаться глупыми, что их исследование недостаточно научное или важное. Таким образом, у них сложилось впечатление, что занятие наукой – это нечто «элитарное», дозволенное и доступное только «избранным».  Конечно, это упирается в вопрос о пропасти между школьным и университетским образованием, но мы не будем так далеко отходить от насущных вопросов. Третья задача стоит в осознании того, что в корпусе «А» тоже есть люди. Факультет истории долгое время стоял особняком (по иронии судьбы, в прямом и в переносном смысле) и его интеграция в факультет гуманитарных наук происходит достаточно медленно. Однако эта интеграция нам необходима. Пожалуй, это все основные мысли, которые мы вынесли из опыта проведения воркшопов.

Студентка 4 курса

Образовательной программы "История"

Ольга Бурина