• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Завершился цикл воркшопов «Расскажи о своем исследовании»

В течение месяца на образовательной программе «История» проходил цикл воркшопов «Расскажи о своем исследовании». Идея проведения семинаров принадлежала группе студентов четвертого курса, которые в 2013 – 2014 гг., будучи первокурсниками, застали первый выпуск в истории молодого факультета, открытого в 2011 году.

Завершился цикл воркшопов «Расскажи о своем исследовании»

В том, что небольшое количество студентов находилось в небольшом здании на Петровке, были свои плюсы: все знали друг друга по именам и знали о научных интересах каждого. Благодаря этому студенты-историки объединялись в группы по интересам и помогали друг другу с домашними заданиями и в работе над исследованиями, а на просторах социальных сетей зарождались творческие паблики, посвященные разным историческим периодам.

В 2016 году на образовательную программу «История» был принят уже седьмой набор, Петровку сменили на Старую Басманную, и небольшой молодой факультет, наконец, в полном смысле, объединился с большим факультетом гуманитарных наук. В этом тоже есть свои плюсы: теперь можно искать коллег по интересам среди студентов других направлений, обращаться к преподавателям, с которыми раньше почти не удавалось пересечься. К таким головокружительным возможностям сложно сразу привыкнуть, ведь даже теперь, после переезда, студенты-историки остаются несколько в стороне (корпус «Л») от главного здания факультета. Нас стало много. Для того, чтобы познакомиться не только с новыми поколениями студентов-историков, но и со студентами других образовательных программ, и был задуман цикл воркшопов. Так как подобное мероприятие проводилось впервые, мы ограничились 1-4 курсами программ "История", "История искусства" и "Философия".

Первым этапом стали опросы, которые были разосланы на почты курсов (составитель опросов: Мария Петрова, 4 курс программы "История"). Студентам была предложена анкета из шести вопросов, один из которых звучал как: «Готовы ли Вы посетить воркшоп?».

Среди студентов-историков опрос прошли 25 человек, 20 из которых на поставленный вопрос ответили положительно. Среди студентов-искусствоведов опрос прошли 2 человека, оба ответили положительно. Среди студентов-философов опрос прошли 11 человек, 9 из которых ответили положительно. Далее свою помощь нам предложили коллеги-четверокурсники с факультета философии. Редакция журнала «Афиша ФГН» сделала анонс, посвященный предстоящим воркшопам, в том числе продублировала ссылку на опрос. Предстоящее событие привлекло внимание преподавателей в социальных сетях, однако среди студентов такого энтузиазма не наблюдалось. Реклама никак не сказывалась на количестве опрошенных.

Для воркшопов мы разработали следующие правила игры: в первой части выступления необходимо было коротко рассказать о самом исследовании. Во второй части – о том, почему студент занимается именно этой темой, как выбрал научного руководителя, участвовал ли с данной темой в научных конференциях, то есть всю "кухню" исследовательской работы. Регламент: 10 минут. На вопросы и комментарии отводилось 5 минут. В качестве комментариев, участники могли посоветовать книги, конференции, НУГи или преподавателей, с которыми можно проконсультироваться.

Первый воркшоп был посвящен Античности и Средневековью (модераторы: Ольга Бурина, Елена Звягина, 4 курс программы "История"), второй воркшоп посвящен Новому времени (модераторы: Александра Анохина, Константин Мефтахудинов, выпускники Факультета истории НИУ ВШЭ 2015 года), и, наконец, третий воркшоп был посвящен XX веку (модераторы: Анастасия Осипова, Никита Морозов, Владислав Яковенко 4 курс программы "История").

Автор статьи долго думал, предать ли огласке посещаемость и все ли стерпит бумага. Перед тем, как осветить этот момент, необходимо сделать патетический flashback. Конечно, мы ожидали большой интерес к семинарам и поэтому изначально ориентировались только на три образовательных программы. С одной стороны, работа в рамках воркшопа не предполагала никакой особой подготовки, никаких предварительных тезисов и строгих рамок. Вторые и третьи курсы могли использовать эти семинары как своеобразную предзащиту курсовой, первые курсы — ознакомиться с тем, что происходит на выбранном ими факультете и узнать, к кому в дальнейшем можно обращаться, старшие курсы могли поделиться опытом, а коллеги с других факультетов – узнать, чем мы все это время занимались на Петровке. Однако, первый воркшоп посетили четыре человека (три историка, один философ), второй воркшоп – 7 человек (2 философа, 5 историков), и заключительный воркшоп посетили четыре историка. Надо сказать, что даже при таком количестве участников, каждый сумел найти коллегу по интересам и вынести для себя полезную информацию. Так же выявилась определенная закономерность: больше всего воркшоп заинтересовал студентов старших курсов и магистров, хотя предполагалось, что заинтересованных больше найдется среди младших курсов.

Мы не можем сделать конкретные выводы из полученного опыта. Однако мы, историки, можем поставить перед собой ряд конкретных задач. Первая задача – обратить внимание младших курсов на научную сторону жизни на факультете. Мы могли бы рассуждать о том, что всякий ли пришедший в университет должен заниматься наукой, но можем ли мы позволить себе задать такой вопрос в научно-исследовательском университете? Вторая задача – показать, что наука – не башня из слоновой кости. Когда мы спрашивали студентов, почему они не посещали воркшопы, некоторые отвечали, что боялись показаться глупыми, что их исследование недостаточно научное или важное. Таким образом, у них сложилось впечатление, что занятие наукой – это нечто «элитарное», дозволенное и доступное только «избранным».  Конечно, это упирается в вопрос о пропасти между школьным и университетским образованием, но мы не будем так далеко отходить от насущных вопросов. Третья задача стоит в осознании того, что в корпусе «А» тоже есть люди. Факультет истории долгое время стоял особняком (по иронии судьбы, в прямом и в переносном смысле) и его интеграция в факультет гуманитарных наук происходит достаточно медленно. Однако эта интеграция нам необходима. Пожалуй, это все основные мысли, которые мы вынесли из опыта проведения воркшопов.

Студентка 4 курса

Образовательной программы "История"

Ольга Бурина