• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
17 октября, 10:00
Прием заявок до 15 сентября 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13
13 бюджетных мест
13 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/180/30
30 бюджетных мест
180 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/60/3
50 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/15/3
45 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
16/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

«Как быть лингвистом и копаться в чужих мозгах»

В минувшую среду школьники, пришедшие к нам на лингвистический кружок, узнали много нового о биологии языка, нейролингвистике и операциях на открытом мозге с пробуждением пациента. А также увидели жутковатые снимки пораженной зоны Брока и послушали речь пациентов с афазиями.

Очередное занятие кружка для школьников при школе лингвистики провел студент третьего курса, стажер-исследователь Центра языка и мозга Никита Змановский. Его лекция называлась «Свой среди чужих, свой везде: как быть лингвистом и копаться в чужих мозгах».

Никита рассказал о том, как появилась нейролингвистика, чем занимаются нейролингвисты сегодня и как их работа помогает хирургам проводить операции на мозге, а пациентам с инсультом — восстановить речь. Часть лекции была посвящена тому, как речевые нарушения связаны с генетикой.

Истоки нейролингвистики — в афазиологии, исследовании афазий. Афазия — это речевых расстройство, возникающее при органических поражении некоторых участков мозговой коры. Первыми исследователями таких расстройств (и своего рода отцами нейролингвистики) стали медики Поль Брока и Карл Вернике.

Парижский хирург и антрополог Поль Брока (1824 — 1880) работал с двумя пациентами, один из которых мог произносить только слог tan, а другой использовал набор из пяти искаженных слов. После смерти каждого из них Брока производил вскрытие и исследовал мозг. В обоих случаях хирург обнаружил органическое поражение одной и той же зоны мозга — сегодня она называется зоной Брока.

Немецкий психоневропатолог Карл Вернике (1848 — 1905) исследовал пациента, перенесшего инсульт и при ненарушенном слухе имевшего трудности с восприятием речи. После его смерти Вернике также произвел вскрытие и локализовал зону, предположительно отвечающую за понимание (зона Вернике).

Современная нейролингвистика ушла гораздо дальше в понимании того, как мозг производит и воспринимает речь. Диффузионно-тензорная трактография (DTI) и другие исследовательские технологии позволяют увидеть куда более сложную картину с участием множества зон мозговой коры.

 В современной нейролингвистике давно отказались от представления о том, что исключительно зона Брока отвечает за порождение речи, а зона Вернике — за понимание. Выделяется огромное количество разных зон, которые участвуют в разных аспектах языковой деятельности — например, мельчайшие движения артикуляторного аппарата, понимание глаголов, понимание существительных

Змановский Никита Сергеевич
Научно-учебная лаборатория нейролингвистики: Стажер-исследователь

Интересно, что мозги первых двух пациентов Поля Брока сохранились, и научный руководитель лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ, известный американский нейролингвист Нина Дронкерс, вместе с коллегами исследовала их в томографе. Благодаря этому удалось установить, что повреждения пациентов в действительности были гораздо глубже, чем мог оценить сам Брока в XIX веке — ему был доступен лишь осмотр поверхности мозговой коры.

Нина Дронкерс работает и с живыми пациентами, страдающими афазиями, и в ходе работы она делает видеозаписи речи таких больных. Одна из таких записей была показана слушателям лекции. Анализируя речь пациента, школьники смогли понять некоторые важные особенности афазий. Так, оказалось, что человек, изъясняющийся с помощью одного слога (звучащего примерно так же, как tan у первого пациента Брока), способен считать на пальцах, внятно проговаривая числа. Однако он сбивается после 12 (twelve), то есть на моменте, где названия чисел становятся составными (thir-teen) и требуют некоторого более сложного «аналитического» порождения.

Также школьникам продемонстрировали эксперименты с транскраниальной магнитной стимуляцией мозга, которую также называют «искусственным обратимым инсультом». К голове испытуемого прикладывается магнитная катушка, вызывающая резкую активацию нейронов в определенной области с последуюим столь же резким угасанием. В результате определенная зона мозга ненадолго «выключается» и человек, оставаясь в сознании, оказывается неспособен произнести простую фразу.

 Ситуация называется arrest of speech, то есть ловушка речи. Ваши речевые функции оказываются в западне, вы не можете с ними ничего сделать, хотя находитесь в сознании и видите, что происходит

Змановский Никита Сергеевич
Научно-учебная лаборатория нейролингвистики: Стажер-исследователь

Помимо собственно научных исследований, а также помощи пациентам с нарушениями речи, нейролингвисты сегодня выступают в качестве помощников хирургов. При операциях на мозге (например, удалении опухолей) медики оказываются в сложном положении: с одной стороны, необходимо удалить как можно больше ткани, чтобы не допустить распространения метастаз, а с другой — сохранить как можно больше, чтобы пациент не утратил жизненно важных функций. Для этого проводят операции с пробуждением: после вскрытия черепной коробки пациента выводят из наркоза (в самом мозге нет чувствительных нейронов, поэтому боли пациент не ощущает), после чего начинается стимулирование различных зон мозга.

Нейролингвист задает пациенту вопросы, просит выполнить какие-то действия, тестирует речевую активность. Как только при стимулировании определенной зоны испытуемый оказывается неспособен выполнить задание, эту зону помечают как важную. Далее хирург ориентируется на эту разметку при операции. Для разных пациентов могут оказаться значимыми разные функции, поэтому кроме стандартных заданий человеку могут предложить играть на музыкальном инструменте (например, если он профессиональный музыкант) или петь.

 Оперному певцу включают музыку, и он начинает петь. В это время начинается стимуляция

Змановский Никита Сергеевич
Научно-учебная лаборатория нейролингвистики: Стажер-исследователь

Лаборатория нейролингвистики НИУ ВШЭ первой в России начала подобное сотрудничество с хирургами. В работе с пациентами в операционных участвуют не только взрослые исследователи, но и студенты, например, четверокурсница бакалавриата школы лингвистики Валерия Толкачева.

Нейролингвистика способна дать новое знание и вполне традиционным лингвистам. Так, существует нерешенная проблема о виде глагола в русском языке: по мнению одних лингвистов, он относится к словообразовательным категориям, а по мнению других — к словоизменительным (т.е. сделать и делать — одно и то же слово). Исследование пациентов с нарушениями речи позволяет получить физиологический аргумент в пользу одного из вариантов.